Авг 29 2012

Обзор фотоаппарата Pentax Q

Pentax Q стал, без сомнения, самым необычным фотодебютом 2011 года. Еще бы, «мыльница» со сменными объективами – такого еще никто не выпускал. В Интернете комментаторы соревновались в остроумии, а фотоэксперты недоуменно пожимали плечами, пытаясь понять, на какую аудиторию рассчитана эта камера, ведь в комплекте с маленькой матрицей и сменными объективами Pentax предложил весьма приличную цену. Продажи новой камеры только набирают обороты, так что пока рано делать выводы о том, смогла ли компания на этом аппарате заработать или нет, однако нельзя не признать, что камера получилась очень интересной: весьма странные инженерные решения сочетаются с новациями в сфере дизайна и эргономики.

Технические характеристики
Матрица КПОМ 1/2,3", 6,17 × 4,55 мм, кроп-фактор 5,6.
Объектив байонет Pentax Q.
Затвор встроенный в объективы электронно-управляемый межлинзовый, электронный.
Оптическая стабилизация есть.
Диапазон выдержек 30–1/2000 (в режиме электронного затвора 1/8000), bulb.
Экспозиция TTL-замер при полностью открытой диафрагме.
Экспокоррекция 3 EV, с шагом 1/3 EV.
Автобрекетинг 3 кадра.
Зоны фокусировки 25.
Серийная съемка 1,5 или 5 кадров в секунду (до 100 снимков в серии).
Видоискатель опциональный дальномерный видоискатель O-VF1, LiveView.
Фотовспышка встроенная, «горячий башмак».
Съемка видео 1920х1020/30 fps.
Диапазон ISO 125–6400 с шагом 1/3 EV, в режиме Bulb до 1600.
Экран 3 дюйма, 460 тыс. пикселей.
Накопитель SD (поддержка SDXC).
Габариты 98 × 57 × 31 мм.
Вес 180 г (без аккумулятора и карты памяти).
Питание литий-ионный аккумулятор D-LI68.

 

Габариты

Одна из причин, по которой Pentax сделала модель с матрицей крохотных размеров, – желание получить как можно более компактный аппарат. Вообще, маленький размер камер сегодня популярный тренд, все семейство беззеркалок на нем построено, но модель Q в этом вопросе продвинулась дальше всех.

Впрочем, у Pentax есть фора. Если конкурентам нужно думать, как разместить в компактном корпусе большую матрицу, то у разрабочиков модели Q такой заботы не было – матрица маленькая, корпус тоже можно сделать небольшим. По оценкам экспертов, габариты могли бы быть еще меньше – ну или в корпус модели могла бы поместиться матрица и побольше. Тем не менее Pentax Q на данный момент – самый маленький фотоаппарат со сменными объективами, по размерам и весу не больше и не тяжелее самых маленьких «мыльниц».

Фотоаппарат реально маленький

Хотя если посмотреть на всю систему в целом, то картина не столь радужная. Малый размер матрицы всем плох, кроме одного: под него можно создавать миниатюрные объективы. Представьте, сколько стекла нужно для объектива, который будет покрывать матрицу размером 36х24 мм, а сколько для сенсора 6х4,5 мм. По сравнению с зеркалками объективы для Pentax Q действительно крохотные, но вот если сравнивать с беззеркалками, то разница уже и не столь заметна. «Стекла» для Pentax Q явно не такие миниатюрные, как могли бы быть. Это видно невооруженным взглядом. Маленькие линзы утопают в большом количестве пластика и металла.

Что это, просчет инженеров или конструкция про запас, рассчитанная на матрицу большего размера? Сказать сложно. Рядовому пользователю от этого только минусы, ведь если Pentax Q без объектива легко помещается даже в карман рубашки, то с объективом, даже штатным, это уже не получится. Ситуацию мог бы исправить «блинчик», тонкий компактный объектив, но в системе Pentax Q такого пока нет.

 

Корпус, внешний вид

Pentax Q поддерживает тренд не только на минималистичность, но и на ретродизайн. В последнее время к нему обратилось большинство производителей. Получается у всех с разным успехом. В Pentax с задачей справились. Компоновка органов управления, внешний вид отделочных материалов – все отсылает к дальномерным камерам 50-60-х годов прошлого века. Даже колесики управления Pentax сумела сделать во вполне аутентичном стиле. Шикарнее всего, конечно, смотрится пятипозиционный круговой переключатель на передней панели. Он не слишком удобен в переключениях, зато дополняет стилистическую картину.

Отдельным дизайнерским элементом является встроенная вспышка. Даже не сама вспышка, а складная конструкция, благодаря которой она возносится над корпусом. Выглядит очень необычно. С цветами Pentax экспериментировать не стала. Если основной, черный, вполне нормальный вариант для старой дальномерки, то вот дополнительный, бежевый, смотрится дисгармонично. Оптимально бы, конечно, смотрелся серебристый корпус, под металл, но такого не предусмотрено.

Кстати, сам корпус отличный – из магниевого сплава, обычно так делают только дорогие зеркалки. Зачем любительскому аппарату с крохотной матрицей такой корпус – загадка. Он прочный и надежный, все идеально подогнано, без трещин и швов, материалы отделки приятны на ощупь – придраться вообще не к чему. Даже закрадывается сомнение: не переборщили ли в Pentax? Ведь такой корпус недешев в изготовлении и дополнительно увеличивает себестоимость, а для спокойного любительского использования «неубиваемость» совсем не критична.

 

Эргономика и органы управления

В руке Pentax Q лежит здорово. Миниатюрные размеры не оставляют вариантов хвата, держать Pentax Q можно только между большими и указательными пальцами. Однако, учитывая малый вес камеры, это не вызывает абсолютно никакого дискомфорта, тем более что штатная комплектация аппарата не предусматривает оптический видоискатель, визировать можно только по LiveView, держа аппарат на вытянутых руках. При этом в правой части корпуса нашлось место для псевдоручки, но это решение, предназначенное для размещения аккумулятора, обхватывать крохотный аппарат правой рукой совсем неудобно.

В плане управления Pentax Q – очень необычная и своеобразная камера. Начнем с того, что самые интересные и важные органы управления располагаются не на задней, а на верхней панели, что сложно встретить даже в зеркалках, не говоря уже о беззеркальных камерах. Можно предположить, что на такое решение инженеров компании подтолкнули габариты, ведь большую часть задней панели занимает трехдюймовый экран.

Верхнюю панель тоже большой не назовешь, но там нашлось место для кнопок включения/выключения, спуска, поднятия вспышки, просмотра фотографий и двух дисков – собственно, самых интересных элементов. Функциональность у них стандартная (тот, который помечен пиктограммами, переключает режимы съемки, а «голый» – меняет значения), необычно расположение – прямо на краю верхней панели с выступом вбок. Это очень оригинальное решение, потому что диски можно крутить как сверху, давя пальцем, так и сбоку, подцепляя ногтем или подушечкой специальные насечки. Можно даже использовать разные пальцы: для диска выбора режимов – указательный, для изменения параметров – большой.

Странновато на верхней панели смотрится кнопка просмотра фотографий, но, видимо, в других местах ей места не нашлось. Отметим также кнопку спуска. Во многих аппаратах ее делают чуть ли не на одном уровне с панелью, из-за чего ее бывает сложно найти на ощупь. В Pentax Q она довольно высоко «торчит» из пластика. У кнопки большой ход, но лично мне это показалось плюсом, есть четкий и понятный режим полунажатия, не промахнешься.

На задней панели нет ничего необычного и революционного. Сверху расположены кнопки экспокоррекции и «зеленая», которая является программируемой, ниже – псевдонавипад, кнопки которого в пентаксовской традиции не объединены в кольцо. На каждой кнопке «висит» по дополнительной функции – ISO, баланс белого, автоспуск и серийная съемка, режим работы вспышки. Принцип работы привычный, нажал на кнопку и покрутил безымянное колесико на верхней панели для изменения значения.

В самом низу еще две кнопки – для вызова меню и смены режима работы дисплея. Весьма грамотный набор, нельзя даже посетовать на отсутствие кнопки блокировки экспозиции. Эту функцию можно запрограммировать на «зеленую» кнопку.

Особого разговора заслуживает кольцо на передней панели. Оно программируемое, причем настройку нельзя назвать простой. Это, наверное, единственный орган управления, над изучением которого придется немного потрудиться, ибо у него масса вариантов использования.

Сам переключатель имеет пять положений – «Выключено» и четыре пронумерованных. В зависимости о того, что выбрано в меню, переключатель может активировать четыре различных настройки: Smart Effect, цветовая схема, цифровой фильтр, а также коэффициент сжатия. Перевод неудачный, поэтому каждая из настроек требует пояснения.

Smart Effect – это наборы для цифровой обработки изображений. Их предусмотрено девять штук: эстранасыщенность, извлечение цвета + контраст, винтажный цвет + контраст, кросс-процесс, высокий ключ + теплый фон, тоновая компенсация, низкий ключ + монохром, акварель, арт-цвет. В принципе каждый из эффектов имеет право на существование, но все настолько специфичны, что постоянно снимать с ними никакого желания не возникает, поэтому орган управления для разовых включений – для такой функции самое то.

«Цветовая схема» позволяет автоматически менять настройки камеры в плане настройки цвета, резкости и некоторых других параметров. Вариантов одиннадцать: яркий, натуральный, портрет, пейзаж, арт, ультрацвет, приглушенный, отбеливание, слайд, монохромный и кросс-процесс. Что приятно, каждый из пунктов можно дополнительно доработать под свои вкусы.

В разделе «Цветовые фильтры» также скрываются наборы для обработки изображений. Чем это принципиально отличается от режима Smart Effects, автор этого материала так и не понял. Хотя, нужно признать, пересечений по конкретным стилям обработки почти нет.

«Коэффициент сжатия» позволяет выбрать не качество и формат снимка, как это может показаться из названия, а соотношение сторон фотографии. Фиксированных положений четыре – 16:9, 4:3, 3:2, 1:1.

Собственно, «Коэффициент сжатия» – единственная функция, которую на переднем переключателе не нужно настраивать: количество возможных ее значений совпадает с количеством положений. А для всех остальных нужно дополнительно записать на разные циферки необходимые стили обработки, то есть указать, что при «включении» переключателя активируется, скажем, режим Smart Effect, первое его положение будет соответствовать такому-то эффекту, второе – такому-то и так далее.

У меня есть подозрение, что не очень многие владельцы Pentax Q будут пользоваться этими настройками. Настройка довольно замороченная, да и все эффекты сложно выучить. Но малой части фотографов, которая любит эксперименты и будет активно пользовать всеми встроенными стилями оработки, переключатель может пригодиться, ибо сам по себе он весьма удобен.

Карта памяти размещается традиционно – на правой панели есть крышечка, в которой скрывается разъем для SD-накопителя, а вот аккумулятор и интерфейсы расположены в нетрадиционных местах. Отсеку аккумулятора нашлось место на левой панели. Благо сама «батарейка» очень компактная. Интерфейсов для подключения два: Mini-USB и HDMI, они разместились как раз там, где обычно отводится место аккумулятору, – на нижней панели рядом со штативным кольцом. Это неудобно только тем, что при подключении к компьютеру поставить аппарат уже не получится, он может находиться только в лежачем положении – на передней или задней панели. С другой стороны, часто внизу располагают дверцы отсеков аккумулятора и карты памяти, и, когда аппарат стоит на штативе, их не открыть. У Pentax Q такой проблемы нет.

Эргономика Pentax Q понравилась куда больше, чем можно было ожидать от такого маленького аппарата. Традиционные органы управления сочетаются с экспериментальными, но все очень гармонично, удобно, понятно и логично. Камера хорошо сидит в руке, приятна на ощупь и очень надежа. По части юзабилити придраться к Pentax Q очень сложно.

 

Матрица и качество снимков

Все усмешки и скептические прогнозы насчет перспектив Pentax Q были связаны с матрицей аппарата: 1/2,3 дюйма по диагонали – это даже для «мыльниц» немного. Кроп-фактор – 5,6. Даже в Nikon 1, в котором тоже установлен довольно скромный сенсор, используется матрица с кроп-фактором 2,7 – почти в 4 раза больше.

Признаться, никаких логических обоснований для использования такого сенсора придумать не удалось. Понятно, что маленькая матрица дешевле в производстве, но ведь аппарат продается по приличной цене, значит, у инженеров компании не было задачи уложиться в определенный бюджет. Конечно, маленькая матрица позволяет получить небольшие размеры аппаратов и объективов, но если бы она была побольше, хотя бы как у Nikon 1, то габариты увеличились бы несильно, а разговоров и пересудов было бы заметно меньше.

В матрице Pentax Q используется популярная сегодня технология BSI-CMOS, ее еще называют «матрица с обратной засветкой». Суть такова. В конструкции обычного CMOS-сенсора свет проходит по следующей цепочке: сначала через линзы, затем через цветные фильтры, после них через слой электрической проводки и только потом попадает на светодиоды, которые фиксируют сигнал. Из-за того, что лучи от линз до чувствительных элементов проходят большое расстояние (через проводку), часть света теряется, а это увеличивает количество шумов. В BSI-CMOS элементы расположены в другом порядке – после линз и цветовых фильтров сразу идет слой с приемными элементами, а проводка уже в самом низу. Такая матрица позволяет повысить качество изображения и увеличить «скорострельность» аппарата, ведь в этом случае на фотоэлементы попадает больше света. Это подтверждает опыт использования BSI-CMOS-матриц в последнем поколении «мыльниц». Они имеют «нескромную» скорость серийной съемки, а по рабочей светочувствительности выигрывают почти стоп у традиционных моделей.

Возникает закономерный вопрос: если BSI-CMOS такие прогрессивные матрицы, то почему их начали активно использовать только в последнее время? Дело в том, что эти сенсоры очень сложны и технологии их более-менее дешевого изготовления появились не так давно.

Вот такая матрица установлена в Pentax Q. Дает ли она какие-то преимущества? Оценить скорость серийной съемки можно уже по спецификации – 5 кадров в секунду. Этот результат прилично смотрится даже на зеркалках среднего ценового уровня. Правда, со скоростью 5 fps аппарат снимает только первую секунду, потом скорость несколько падает. Кроме того, у модели Q сферу применения серийной съемки существенно сокращает тормознутый автофокус, но о нем ниже.

Что касается шумов и динамического диапазона, то тут никакие технологии не помогли. Прыгнуть выше головы аппарату не удалось. Вполне ожидаемо, что по качеству фотографий Pentax Q проигрывает всем беззеркалкам (даже Nikon 1) и соревноваться может только с «мыльницами». Максимальное реально рабочее значение чувствительности – ISO 800. На ISO 1600 шумов не особо много, но детализация очень сильно падает – результат работы шумодава. Аппарат позволяет установить чувствительность даже на значение 6400, но это чистый маркетинг. На низких ISO картинка в принципе неплохая. До значения 400 особых проблем не возникает, но это не достижение. Отметим, что режим ISO 100 камера не поддерживает, минимальная чувствительность у нее ISO 125.

Чем Pentax реально удивил, так это тем, что сумел в модели Q сохранить стабилизатор, основанный на сдвиге матрицы. Даже в аппаратах Sony NEX, которые куда как больше по размерам, стабилизатор не смогли разместить из-за проблем со свободным местом, а в крохотном Pentax Q место нашлось. Судя по всему, стабилизатор в этой беззеркалке используется тот же, что и в старших моделях компании. Стабилизатор очень хороший, мы его уже хвалили в обзоре Pentax К-5, повторяться не хотелось бы.

 

Технические особенности

Автофокус у Pentax Q контрастный, никаких гибридных технологий по типу Nikon 1 не используется. Но даже по меркам обычных беззеркалок ситуация с автофокусом не самая радужная – уж очень он неспешный и тормознутый, хотя точность не самая плохая. По автофокусу Pentax Q похож на обычные «мыльницы» еще больше, чем по матрице.

Есть, правда, у автофокуса этого аппарата забавная фишка. Если нажать центральную кнопку псевдонавипада, то можно выбрать форму точки фокусировки: оставить ее квадратом, вытянуть, округлить. А благодаря клавишам псевдонавипада точку можно передвинуть в нужное место. Такая функция может пригодиться. Другая автоматика камеры работает хорошо: экспозамер и баланс белого звезд с неба не хватают, но и картины не портят.

Вспышка заслуживает отдельного разговора. Мы уже упоминали, что выдвигается вверх она на механизме весьма своеобразной конструкции. Пружинки в нем нет, поэтому поднимать ее придется вручную даже в автоматическом режиме, а перед этим нужно отщелкнуть фиксатор на верхней панели камеры. Вспышка Pentax Q интересна не только своеобразным механизмом подъема, но и тем, что может работать в сложенном положении, – световой глазок все равно не уходит внутрь. Зачем, спрашивается, ее тогда вообще поднимать? Теоретически считается, что чем выше вспышка находится над объективом, тем меньше вероятность получить на фотографиях эффект красных глаз. Однако нам заметить какую-то принципиальную разницу не удалось: красные глаза даже в сложенном положении появляются очень редко. Может быть и еще одна причина для подъема: при использовании большого объектива сложенная вспышка может оставлять тень от него, но таких больших объективов для Pentax Q пока не выпускают. Собственно, осветительные способности вспышки невелики, ведущее число 5,6 – хватит только для близких объектов на переднем плане, фон в любом случае останется темным.

С камерой поставляется литий-ионный аккумулятор D-LI68. Из имеющихся в распоряжении Pentax «батареек» он лучше всего подошел по размерам. Емкость аккумулятора не такая уж и маленькая – 1000 мА·ч, однако энергопотребление камеры очень высокое. В документах Pentax говорит о 200 снимках с одного заряда, однако у нас получалось и того меньше – 180. Это, по современным меркам, очень мало, активному фотографу не хватит даже на одну вечернюю прогулку, не говоря уже о дальней поездке. Так что к Pentax Q дополнительную «батарейку» покупать нужно сразу, да, наверное, и не одну.

Много энергии уходит на работу дисплея. Его размер 3 дюйма, что стало нормой для зеркалок и беззеркалок, но в таком маленьком аппарате выглядит приятным сюрпризом. Разрешение дисплея не самое большое (460 тыс. пикселей), но картинка яркая и четкая, на солнце контрастность падает не сильно. В качестве дополнительного оборудования к камере можно приобрести оптический видоискатель, но с таким дисплеем это делать совсем не обязательно.

Видеосъемка никогда не относилась к преимуществам Pentax. Модель Q только подтверждает эту традицию. Возможность снимать в разрешении Full HD есть, и скорость вроде не самая маленькая (30 fps), но картинка получается хуже, чем у конкурентов. Кроме того, при сниженении разрешения скорость не растет – все те же 30 fps. Есть и другие недостатки: автофокус при съемке видео не работает, запись звука ведется только в монорежиме, а разъем для внешнего микрофона не предусмотрен. Более того, по непонятной причине первые несколько секунд звук не записывается вообще. В общем, покупать Pentax Q ради съемки видео нецелесообразно.

Среди других возможностей аппарата самый большой интерес вызывает функция электронного размытия фона. Ее появление неудивительно, ведь матрица у модели Q маленькая и чисто оптически получить нерезкий фон практически невозможно. Правда, давно доказано, что полученный компьютерным способом фон никуда не годится – не зря же владельцы зеркалок покупают дорогущие объективы ради хорошего боке, иначе было бы проще освоить «Фотошоп». Собственно, было интересно, что сможет предложить Pentax Q. В целом чуда не произошло. Фон, конечно, размывается, но даже неискушенный наблюдатель заметит подделку.

 

Аксессуары

На данный момент Pentax выпустил к камере пять объективов: «фикс» 8,5 мм F/1,9 (47 мм в эквиваленте), «зум» 5-15 мм F/2,8-4,5 (28-83 мм), сверхширокоугольный 3,2 мм F/5,6 (17,6 мм), широкоугольный 6,3 мм F/7,1 (35 мм), «телевик» 18 мм F/8 (100 мм). Правда, нормальными можно назвать лишь два первых «стекла». У них адекватные фокусные расстояния, светосила, да и качество обещает быть приличным. Именно в эти два объектива встроен межлинзовый затвор, который позволяет синхронизироваться со вспышкой на выдержке 1/2000. Любопытно, что в китовом комплекте Pentax использует не зум, а объектив с фиксированным расстоянием. Но это причуды компании.

Три оставшихся объектива нормальными не назовешь. Собственно, у двух последних в официальной маркировке присутствует слово «toy», «игрушечный» в переводе. Представители компании говорят, что эта маркировка показывает, что этими объективами можно снимать необычные фотографии (правда, не поясняют при этом, каким образом), но если по-честному, игрушечными нужно называть сами объективы. Дело даже не в очень странном выборе фокусных расстояний и диафрагм. Эти объективы мало того что неавтофокусные, так у них еще и диафрагма не регулируется. То есть съемку можно вести только с относительными отверстиями 5,6, 7,1 и 8 соответственно. С максимальным рабочим ISO 800 найти подходящие условия для таких диафрагм можно только в яркий солнечный день. Хотя отсутствие автофокуса на таких объективах, в общем-то, не проблема. Из-за малого размера сенсора и закрытости самой диафрагмы говорить о фокусе вообще не приходится – в кадре резко будет все. Три последних объектива обещают продавать по цене меньше $100, но даже за такие деньги автору этого материала покупка кажется нецелесообразной, все равно фотографировать ими нечего.

В качестве дополнительного оборудования компания предлагает еще оптический видоискатель, который устанавливается в «горячий башмак». Ценность его тоже кажется нулевой, ведь в нем нет зума и использовать его можно только с китовым «фиксом». Отдельной внешней вспышки для Pentax Q нет, можно использовать модели от зеркалок Pentax. Правда, модели эти в два раза тяжелее и в три раза больше по габаритам и держать такую конструкцию будет совсем неудобно.

 

Выводы

Даже близко познакомившись с камерой, автор этого материала так и не смог придумать для нее потенциальную целевую аудиторию. Представители Pentax говорят, что создавали аппарат для владельцев «мыльниц», которые переросли свои камеры. Но что им может предложить модель Q принципиально нового? По большому счету только сменные объективы. Да и то на данный момент их ассортимент не выдерживает никакой критики. Во всем остальном этот Pentax – обыкновенная «мыльница».

Правда, «мыльница» очень хорошая. С без преувеличения идеальной эргономикой, классным корпусом и дизайном, понятными и простыми настройками, приличным экраном. Проблема не в качестве аппарата, проблема в его стоимости. Отдавать более 20 тысяч рублей за камеру с матрицей 1/2,3 дюйма по диагонали неразумно, за такие деньги можно приобрести полноценную зеркалку. Она будет больше по размерам, тяжелее, но снимки с нее будут на порядок качественнее. Стоил бы Pentax Q 10-12 тысяч рублей – отбоя от желающих не было бы. Совсем не исключено, что Pentax, осознав просчет, снизит цену и тогда модель станет бестселлером.

Обзор написан для проекта Поиск-подбор.
часть 1 // часть 2

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Еще вам может быть интересно

0 Comments
Share Post
No Comments

Post a Comment