Окт 29 2012

Обзор фотоаппарата Canon 5D mark II

Все аппараты с полноформатной матрицей (равной размеру пленочного кадра 24х36 мм) так или иначе оставляют след в фотоистории, но Canon 5D mark II даже в ряду себе подобных заметно выделяется. Это первый аппарат, который пользуется одинаковой популярностью как у профессиональных фотографов, так и у профессиональных видеооператоров. Еще год назад Canon 5D mark II был лучшим фотоаппаратом, способным записывать видео. Сейчас несколько новинок (например, Nikon D4) отобрали это звание, но все равно видео – это очень сильная сторона второго «пятака». Причем фотографических способностей аппарата она не умаляет – по основной специализации Canon 5D mark II также хорош.

Эта камера пришла на замену первому 5D, который сыграл значимую роль в становлении сегмента полноформатных камер. До «пятака» большая матрица была уделом профессиональных и очень дорогих аппаратов, а с его появлением фуллфрейм стал более доступным. Второе поколение камеры продолжает начатое. Сегодня второй «пятак» в комплектации body можно купить за 60 000-65 000 рублей. Конечно, в абсолютном значении сумма совсем немаленькая, но для фуллфрейма совсем недорого (о преимуществах полноформатной матрицы можно почитать в нашем обзоре Nikon D700). Тем более что второй «пятак» все дешевеет и дешевеет, потому что компания уже выпустила третье поколение 5D. Сегодня 5D mark II очень привлекателен по цене.

Эта камера одинаково подходит как профессионалам с ограниченным бюджетом, так и обеспеченным и продвинутым любителям. Функционально она весьма сбалансирована: в ней есть все, что может пригодиться продвинутому фотографу. Правда, даже в такой дорогой камере Canon умудрилась немного сэкономить: модули экспозамера и авфокусировки в ней стоят хуже, чем у позиционируемого уровнем ниже Canon 7D, что ставит почитателей марки перед интересным выбором. Впрочем, обо всем по порядку.

 

Технические характеристики

Матрица КМОП 36×24 мм.
Разрешение 21,1 миллиона пикселей.
Объектив байонет Canon EF.
Затвор шторно-щелевой с электронным управлением.
Диапазон выдержек 30 - 1/8000 с, Bulb.
Экспозиция TTL-замер при полностью открытой диафрагме при помощи 35-зонного кремниевого фотоэлемента.
Брекетинг экспозиции ±2 EV.
Зоны фокусировки 9 точек.
Режимы автофокуса покадровый, интеллектуальный, интеллектуальный с сервоприводом, ручной.
Серийная съемка 3,9 кадра в секунду.
Видоискатель зеркальный с несъемной пентапризмой (98% поле зрения, увеличение 0,71x), LiveView.
Диапазон ISO 50-25 600.
Фотовспышка синхроконтакт, «горячий башмак», встроенной вспышки нет.
Съемка видео Full HD (1920×1080), 30 fps.
Экран 3,0-дюймовый TFT-экран, 920 тыс. пикселей.
Накопитель CompactFlash Type I/II (совместима с Microdrive).
Вес 810 г (без батареи).

 

Корпус, внешний вид

Габариты и вес 5D mark II примерно такие, какие и следует ждать от аппарата этого класса. Он больше и тяжелее зеркалок начального уровня, но не настолько громоздкий, чтобы это было проблемой. Конечно, лишние несколько сот граммов аукнутся и в дальнем походе, и в долгой напряженной съемке, но покупатели таких аппаратов знают, на что идут. Вес компенсируется отличным хватом. Аппарат лежит в руке идеально, причем, как показалось, от параметров руки это не зависит: и в большой мужской ладони, и в миниатюрной женской «пятак» разместится одинаково комфортно. Как и у всех аппаратов Canon, качество сборки 5D mark II очень высокое: все панели аккуратно подогнаны, ничего не люфтит и не скрипит.

Корпус выполнен из магниевого сплава, обшитого пластиком. Вот тут вот можно найти две придирки. Сам пластик не то чтобы плохой, но не выглядит дорого ни на ощупь, ни на вид, он такой же, как и на более дешевых моделях. С одной стороны, пустяк, на качество фото не влияет, с другой – вспоминаешь цену аппарата и приходит чувство, что могло бы быть и понаряднее. Да и вообще, по дизайну 5D mark II почти полностью повторяет предыдущее поколение и мало отличается от прочих моделей компании. Кому-то это нравится, кому-то – нет.

У профессионалов к корпусу 5D mark II есть еще одна придирка – слабая пылевлагозащита. Конечно, она лучше, чем у каких-нибудь Canon 1000D или Canon 600D, но вспомните о разнице в цене. В своем ценовом сегменте «пятак» защищен не так хорошо, как того хотелось бы.

 

Эргономика

С традиционным кеноновским дизайном аппарат получил и традиционную систему управления. Размеры кнопок, колесиков, рычажков, их назначение и принцип работы хорошо знакомы по другим моделям компании, за исключением некоторых нюансов. Хороша или нет кеноновская эргономика – это вопрос чуть ли не религиозный, но мы попробуем непредвзято взглянуть на систему управления 5D mark II. Состоит она из ряда кнопок слева от основного дисплея, ряда кнопок над дополнительным дисплеем, удобного джойстика, а также второго колесика, которое, традиционно у Canon, вертикальное, а не горизонтальное и размещено не на верхней, а на задней панели.

Начнем с кнопки включения. Как и на более древних моделях, она расположена внизу задней панели. В последнем поколении камер инженеры Canon наконец-то догадались, что это жутко неудобно, и кнопку перенесли, но владельцам второго «пятака» от этого не легче. Неудобно такое расположение тем, что если держать камеру двумя руками, то до кнопки включения приходится тянуться, очень сильно выгнув большой палец правой руки. А миниатюрной рукой и вовсе не дотянешься. Вроде и пустячок, а все равно неприятно. Кнопка включения также «разрешает» использование второго колесика - тоже давняя кеноновская фишка.

Колонка кнопок слева от экрана – классика для камер, у которых дисплей неповоротный. Тут кнопки, которые можно условно назвать кнопками второй важности. Вызов меню, работа дисплея, просмотр, удаление, отображение параметров снимка – это все-таки второстепенные функции. Nikon в аналогичную колонку не стесняется добавлять регулировку важных съемочных параметров типа ISO, баланса белого или формата снимка. Canon эти функции «отгрузила» на верхнюю панель, и это нужно признать более удачным вариантом. Нажимать на боковые кнопки, не отрывая глаза от видоискателя, можно, но не очень удобно, верхняя панель именно в таком случае (переключение на ощупь) выигрывает по оперативности.

Большая часть пространства задней панели справа от дисплея пустует. Помимо кнопки включения/выключения тут расположились только джойстик и второе кольцо. Джойстик – отличительная фишка профессиональных и полупрофессиональных камер Canon. К примеру, 60D профессиональной аудитории лишился и остался без джойстика, но такому аппарату, как 5D mark II, он по статусу положен. Подобного элемента управления у конкурентов нет, а зря – по моему мнению, весьма удобная штука. Основное преимущество в том, что работать с ним можно, не отрывая пальца, тогда как на кнопочном псевдонавипаде приходится переставлять пальцы от кнопки к кнопке. Хотя стоит признать, что пользоваться джойстиком еще нужно привыкнуть. Если на предыдущих камерах его не было, рука поначалу будет инстинктивно искать боковые кнопочки – все-таки расположен джойстик чуть выше, чем того хотелось бы для навигационного органа управления. Помимо навигации джойстик может быть запрограммирован на выбор точки фокусировки.

Вертикальное колесико – тоже классика. Правда, чисто кеноновским такое расположение уже не назовешь, его скопировали некоторые производители (например, Sony в своих беззеркалках). Такое расположение удобно тем, что существенно повышает скорость вращения колеса, а значит, делает более быстрой настройку параметров. Выигрыш, конечно, в доли секунды, но в репортажной съемке и они могут сыграть роль.

В правом верхнем углу задней панели сосредоточились три маленькие кнопки. Та, которая побольше, – блокировка автофокуса, которые меньше – масштабирование фотографий при просмотре. Кроме того, эти кнопки помогают сменить точку фокусировки. Кнопку блокировки хотелось бы еще больше, она все-таки маловата, а масштабирование вообще убрать. Во-первых, мелкие кнопки нажимать не очень удобно, во-вторых, зачем вообще под эти функции делать что-то отдельное, масштабирование можно было разместить все в той же левой вертикальной колонке кнопок. Но, впрочем, к размеру и размещению этих кнопок все привыкли и раздражения они не вызывают.

Все самое интересное расположено на верхней панели, а точнее, на четырех кнопках над дополнительным экраном. Три из этих кнопок хитрые, на каждую из них навешано сразу по две функции. Какая из них будет активироваться при нажатии, зависит от того, каким кольцом будет производиться изменение. Если, к примеру, зажать самую левую кнопку и покрутить первое (то, которое около кнопки спуска) колесико, то будет меняться способ экспозамера, а если второе (которое на задней панели) – баланс белого. Вторая кнопка меняет тип автофокуса и режим работы затвора, а третья – ISO и экспокоррекцию вспышки. Интересно, что по сравнению с первым «пятаком» функциональность кнопок изменилась – выборы чувствительности ISO, режима работы автофокуса и режима замера экспозиции поменялись местами. Казалось бы, зачем такие перестановки, если все привыкли к расположению кнопок на старом 5D. Оказывается, именно так «раскиданы» функции на кнопках у младших моделей; в Canon решили пойти навстречу пользователям и унифицировали этот момент.

Две функции на кнопку – решение просто отличное, явно ориентированное на профессионалов. На трех кнопках можно оперативно изменить сразу шесть параметров, причем не отрывая глаза от видоискателя. Правда, все сочетания нужно будет выучить или, как минимум, научиться пользоваться пиктограммами. На верхней панели в ряду кнопок есть еще одна – она отвечает за подсветку дополнительного экранчика.

Нельзя не отметить расположение первого колесика. Тогда как все производители размещают его под кнопкой спуска, Canon традиционно делает «над». Даже ортодоксальные кенонисты признают это не очень удобным. Такое расположение затрудняет использование функциональных кнопок. Если нажать на какую-либо из них указательным пальцем, то средний для изменения параметров нужно будет задирать очень высоко, что гораздо менее удобно, если бы колесико было ниже кнопки спуска.

Диск выбора режимов в одиночестве расположен слева от «горячего башмака» и не несет в себе каких-то эргономических открытий. Интересно, но в столь продвинутом аппарате нет никаких органов управления на передней панели. Только замок байонета – и все. Но, в общем, они и не требуются. Как и в других зеркалках, крышка батарейного отсека расположена внизу корпуса, разъем для карты памяти (кстати, это CF) – справа, а интерфейсы (их целых шесть) – слева.

В целом эргономика 5D mark II на достойном уровне. Аппарат отлично сидит в руке, удобен и практичен. Система управления продумана и привычна. В ней есть, что, по нашему мнению, можно было бы улучшить, но со всеми этими особенностями Canon выпускает камеры уже давно и к ним все привыкли. Консерватизм в этом вопросе идет во благо.

 

Технические особенности

На момент дебюта 5D mark II получил самую современную матрицу. Сейчас ее характеристики уже так не впечатляют, но назвать сенсор устаревшим язык не повернется. Во-первых, из-за высокого разрешения. Это сегодня уже появились кропнутые камеры с разрешением 24 Мпикс, тогда как три года назад 21 Мпикс 5D mark II вызвали фурор и бурные дебаты о том, зачем столько нужно. Впрочем, если для любителя избыток мегапикселей и правда кажется лишним, ведь, чтобы печатать фотографии форматом А4 и просматривать их на мониторе, хватит даже достаточно скромного разрешения, то профессионалу, чьи работы могут использоваться для плакатов и наружной рекламы, запас по пикселям пригодится. 21 миллион точек – самое то. И пусть при этом в формате RAW на 8-гигабайтную карточку помещается всего 270 снимков, серьезные фотографы на флешках не экономят.

ISO 1600 (полноразмеры тут)

Во-вторых, матрица демонстрирует очень приличный диапазон ISO. Штатные значения простираются от ISO 100 до ISO 6400, но программно расширяются до ISO 50, 12 800 и 25 600. Правда, далеко не все из них рабочие. С ISO 1600 и 3200 проблем нет, а вот большие значения грешат значительным количеством шума. Впрочем, ISO 6400 с натяжкой еще можно признать рабочей. Фотографии, сделанные на ISO 25 600, почти сразу можно удалять, но это и так уже из области фантастики.

Чисто субъективно матрица 5D mark II выдает отличные снимки. Это сложно описать языком цифр и строгих параметров, но фотографии могут влюбить в себя с первого взгляда. Есть непередаваемая магия полноформатной матрицы, и 5D mark II ею обладает в полной мере. Сильное размытие фона, высокая детализация и резкость, широкий динамический диапазон, большой запас для редактирования – это действительно дорогого стоит. Покупка 5D mark II даже на замену такому продвинутому аппарату, как Canon 7D, способна действительно улучшить качество снимков – за счет принципиально другой матрицы. Без преувеличения можно сказать, что сенсор – это лучшее, что есть в «пятаке».

ISO 3200 (полноразмеры тут)

Впрочем, не из одной только матрицы состоит аппарат, другие составные части тоже оказывают значительное влияние если не на качество снимков, то на удобство работы. Обработка сигнала с матрицы возложена на процессор DIGIC 4. В момент дебюта он был самым продвинутым, но и сегодня не утратил актуальности. Правда, высокое разрешение сказывается: 5D mark II не может похвастать серийной съемкой – максимальная скорость 3,9 кадра в секунду, примерно столько же у аппарата для любителей Canon 600D. Размер буфера тоже выглядит не очень солидно в сравнении с ценой. Если в формате JPEG можно разом снять 73 снимка, то в RAW, которым пользуется большая часть потенциальной аудитории 5D mark II, всего 13.

Дальше больше. Первый «пятак» немало в свое время критиковали за слабый автофокус. Увы, но и втором поколении ситуация не сильно улучшилась. Модуль фокусировки используется другой, более современный и качественный, но опять-таки явно не соответствующий уровню аппарата. Всего точек фокусировки 9 (для сравнения, у ближайшего конкурента Nikon D700 – 51), правда, есть еще 6 «невидимых» точек, которые помогают фокусироваться центральной. Собственно, центральная точка – единственная, которая в системе автофокуса «пятака» работает хорошо, особенно если использовать «светлую» оптику. Результаты работы крайних точек хуже, хотя и ими можно снимать статичные объекты. Следящий режим и динамичные объекты боковые точки совсем не любят. И этот факт нужно постоянно учитывать при съемке.

ISO 6400 (полноразмеры тут)

В отличие от своего прямого конкурента Nikon D700 встроенной вспышки второй «пятак» не имеет. Хорошо это или плохо – сказать сложно. Понятно, что, покупая аппарат такого класса, вряд ли кто-то будет экономить на внешнем свете, однако встроенная вспышка – это отличный «резерв» на случай проблем. «Горячий башмак» у 5D mark II и поддерживает все оригинальные и совместимые кеноновские вспышки.

По сравнению с первым поколением второй «пятак» получил новые аккумулятор и батарейный блок, что несколько расстроило почитателей модели. При апгрейде приходится все продавать, а потом покупать заново, что довольно накладно в финансовом плане. Canon замену элементов питания объясняет увеличением их объема. Действительно, емкость повысилась на 410 мА·ч и составила 1800 мА·ч, однако возросло и энергопотребление камеры, так что даже на новых аккумуляторах с одного заряда больше 500-600 снимков не сделать. Весьма прожорлив аппарат и в режиме видеосъемки. У новых аккумуляторов есть плюс: они могут показывать уровень заряда в процентах. Кроме того, по сравнению с предыдущей версией более подробным стал индикатор заряда. Раньше на нем было только три полоски, теперь – пять.

Видоискатель у 5D mark II большой и светлый, жаль только не обладает 100-процентным охватом, показывает примерно 98% кадра. Несмотря на это, работать с ним одно удовольствие. Большой диапазон диоптрийной коррекции тоже не может не радовать. Приличным получился и основной дисплей. 3 дюйма по диагонали и 920 тыс. пикселей – показатели, которые не устарели до сих пор. Хороша и картинка на дисплее – яркая, контрастная. Небольшим минусом можно назвать только то, что дисплей неповоротный. Для камеры с таким продвинутым видео это было бы важной особенностью.

Одним из минусов первого поколения 5D фотографы отмечали быструю запыляемость матрицы, поэтому появление так называемого «пылетряса» во втором поколении все восприняли как благо. И действительно, проблема с пылью если не ушла совсем, то перестала быть такой актуальной. Кроме того, «пылетряс» имеет весьма гибкую настройку и может работать как автоматически (при включении и выключении), так и с ручным запуском.

(полноразмеры тут)

Отдельно скажем про затвор камеры. Его ресурс подрос в полтора раза, и теперь Canon гарантирует не 100, а 150 тысяч срабатываний. Естественно, это только гарантийные обязательства, в реальной эксплуатации цифры обычно оказываются гораздо выше. По ресурсу затвора Canon обычно уступает камерам Nikon, но «пятак» получился конкурентоспособным – у Nikon D700 гарантированы все те же 150 тысяч.

 

LiveView и видео

LiveView в 5D mark II не отличается от подобной функции в других аппаратах, однако имеет ряд особенностей. Больше всего понравилось распознавание лиц. Функция не новая, но реализована хорошо. Особенно радует то, что камера способна распознать до 35 (!!!) лиц в кадре, что будет нелишним для группового портрета. Через LiveView в «пятаке» реализован и режим так называемой тихой съемки. В нем зеркало опускается и поднимается гораздо медленнее, чем обычно. Это снижает скорость работы, но делает ее менее шумной. Может пригодиться при съемке в музеях или на концертах, где бряцанье зеркала может доставить проблемы.

Про качество видео мы уже говорили – в нем 5D mark II несколько лет был профессиональным стандартом. Рецепт успеха все в той же полноформатной матрице, которая позволила реализовать полноценный Full HD при 30 кадрах в секунду. В Интернете можно найти немало роликов, в которых сравнивают качество работы 5D mark II с профессиональными видеокамерами, и почти везде «пятак» оказывается победителем, притом что гораздо дешевле конкурентов.

Многие нюансы съемки видео на зеркальные аппараты (в том числе и 5D mark II) мы рассмотрели в этом материале. Повторяться не будем. Отметим только несколько особенностей камеры. Видеофайлы она может создавать максимальным размером 4 Гб (это примерно 12 минут видео в режиме Full HD). Формат получаемых файлов .MOV, кодек используется MPEG-4. Во время съемки камера сама выставляет значение ISO, выбирая нужный показатель в диапазоне от 100 до 6400. Запись звука ведется без компрессии и возможна как на встроенный в камеру микрофон (в режиме моно), так и на внешний (тут доступно стерео).

 

Работа с камерой

Несмотря на то что 5D mark II считается очень продвинутым аппаратом для взыскательных фотографов, автоматический режим в нем не только сохранился, но и расширился. К традиционной «зеленой зоне», в которой блокируются все настройки, добавился так называемый интеллектуальный автоматический режим. Отличие в том, что пользователю разрешено задавать некоторые значения, а остальные камера все равно подберет сама.

Достаточно много в 5D mark II интересных электронных функций. Например, можно выбирать разрешение снимка в формате RAW. 21 мегапиксель – это много. И флешка быстро забивается, и ресурсы на обработку тратятся немалые. Если подобное разрешение не требуется, то его можно понизить. Другие камеры это позволяют делать только в формате JPEG, «пятак» же еще и в RAW. Облегченные режимы называются sRAW1 (разрешение соответствует примерно 10 Мпикс) и sRAW2 (5 Мпикс).

Весьма интересной показалась функция исправления освещения по краям кадра. Почти любой оптике в той или иной мере свойственно виньетирование (затемнение по краям). Обычно это приходится править в графических редакторах уже постфактум, «пятак» же предлагает такую функцию автоматически. Работает она, правда, только при съемке в JPEG.

Еще одна функция, которая может пригодиться при съемке, – режим приоритета светлых оттенков. Работает она так: анализируется яркость изображения и подгоняется таким образом, чтобы темные области в изображениях казались более яркими. Динамический диапазон при этом расширяется, а переходы между оттенками и светлыми областями становятся более плавными. Такую функцию можно использовать при съемке пейзажей и в яркий солнечный день, когда на объектах появляются резкие черные тени.

 

Выводы

5D mark II – это кеноновский дешевый пропуск в мир под названием «полноформатная матрица». Именно сенсором этот аппарат и интересен. Великолепное качество фото и видео – казалось бы, чего еще можно было желать? Но требовательный фотограф найдет, на что посетовать. Самым слабым местом нам кажутся автофокус и защищенность аппарата. По сравнению с предыдущей моделью, у которой эти пункты тоже вызывали большое нарекание, стало значительно лучше, однако стоимости и уровню камеры они все равно не соответствуют. Особенно это заметно на фоне более дешевого Canon 7D, у которого хоть и кропнутая матрица, но лучшие автофокус, экспозамер, защита и особенно скорость серийной съемки. Понятно, что Canon проводит разграничение по целевому использованию: «семерка» – репортажная камера для суровых условий, «пятак» – студийный аппарат для съемки с высоким разрешением, но уж больно навязанно это выглядит: почему обязательно нужно выбирать между великолепной «картинкой» или быстрой работой и хорошим автофокусом? У Nikon, в линейке которой есть подобные по классу аппараты, такой дилеммы нет. Там D700 с полноформатной матрицей не уступает репортажному D300s и вполне заслуженно стоит дороже.

Однако об этом забываешь, когда начинаешь смотреть фотографии, сделанные на 5D mark II. Ими мы и закончим этот обзор. Пусть у аппарата есть весьма обидные для своей стоимости просчеты – снимать он умеет, а это главное.

(полноразмеры тут)

Материал написан для портала Поиск-Подбор
Оригинал

 

Другие мои обзоры фототехники

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Еще вам может быть интересно

0 Comments
Share Post
No Comments

Post a Comment