Обзор фотоаппарата Canon M

Canon M один из самых ожидаемых аппаратов не только этого, но и нескольких предыдущих годов. Шутка ли – класс беззеркалок появился в 2008-м, а лидер рынка – компания Canon – не сказала на нем своего слова. У иных производителей модельный ряд уже такой, что без справочника все аппараты и не вспомнишь, а Сanon все молчит. Вернее, молчала, потому что в 2012 году компания все-таки объявила о выпуске своей первой беззеркалки.

Официального обоснования столь длительной паузы никто не дал, но фанаты марки делали два предположения: либо Canon вообще не хочет выходить на рынок беззеркалок, либо готовит настоящую техническую революцию и просто долго к ней готовится. Анонс Canon M показал, что обе версии были несостоятельными. Особенно вторая – технически Canon M копирует вышедшую чуть ранее зеркальную модель Canon 650D, обзор которой мы уже публиковали.

При этом Canon сумела дополнительно поиграть на нервах своих поклонников. Анонсирована камера была еще в начале лета, а в продажу поступила только в середине ноября. Даже на сентябрьской выставке новинок Photokina камерой нельзя было снимать на свою флеш-карту, да и вообще общение с моделью представители компании стремились всячески ограничить. Ходили слухи, что первые Canon M получились с огромным количеством «косяков» и затянутое начало продаж связано с тем, что инженеры спешно пытаются их решить. Так оно или не так, мы вряд ли узнаем (в японских компаниях не принято выносить сор из избы), зато, наконец, получили возможность познакомиться с Canon M. Как только аппарат появился в России, мы сразу же взяли его на тест.

Первая мысль об аппарате: Canon M – эгоист. Сложилось такое впечатление, что при его разработке инженеры компании не изучали рынок, не сравнивали себя с беззеркальными конкурентами, а ориентировались на собственные зеркалки, в частности, конечно, на Canon 650D, поэтому и получилась «эмка» не совсем традиционной. Это проявляется даже не в каких-то технических параметрах, а в общей философии камеры, к которой мы не раз еще обратимся в этом обзоре.

 

Технические характеристики Canon M

Класс беззеркальная камера.
Матрица CMOS (22,3x14,9 мм, APS-С), 18 мегапикселей.
Стабилизация отсутствует, стабилизатор есть в некоторых объективах.
Затвор с электронной первой шторкой и механической второй шторкой.
Автофокусировка гибридная.
Датчиков фокусировки 31.
Объектив сменный, байонет Canon EF-M.
Формат фотографий RAW, JPG (максимальное разрешение 5184×3456).
Формат видео 1920х1080@30p, 1280х720@60p.
Диапазон чувствительности ISO 100–12 800, доступно расширение до 25 600.
Диапазон выдержек 30–1/4000 c.
Скорость серийной съемки 4,3 кадра в секунду.
Вспышка «горячий башмак», встроенная отсутствует.
Видоискатель отсутствует.
Экран TFT, диагональ 3 дюйма, разрешение 1 040 000 пикселей, сенсорный.
Память SD / SDHC / SDXC.
Интерфейсы USB 2.0, HDMI 1.4a.
Аккумулятор LP-E12.
Размеры 108,6x66,5x32,3 мм.
Вес 289 граммов (с аккумулятором и картой памяти).

 

Корпус, внешний вид

Canon в последнее время почти застолбила за собой титул самого консервативного фотопроизводителя. Особенно ярко это проявляется в дизайне зеркальных камер компании. Меняются поколения аппаратов, появляются технические новинки, а не очень плавные обводы корпусов кеноновских зеркалок остаются все такими же.

Canon M потребовал от представителей компании придумать что-нибудь новое, ведь это первый аппарат такого класса, срисовать просто-напросто было не с чего. Спорить о дизайне – дело неблагодарное, но, на наш взгляд, Canon M получился невзрачным, особенно в традиционном черном цвете. Простая коробка со слегка скошенными верхними углами. Беззеркалка это или компакт, с «фасада» не разберешь, основные особенности не выявишь. Canon M очень похож на продвинутые «мыльницы» и ультразумы, только они, правда, обычно потолще получаются. Понятно, что внешняя красота аппарата никак не сказывается на качестве снимков, но все-таки.

Впрочем, в цветовой палитре Canon M есть красная версия (а еще белая и серебристая) и она несколько спасает ситуацию. Обводы корпуса остаются точно такими же, но впечатление от камеры совсем другое – более яркое и жизнерадостное. Обычно у фотоаппаратов альтернативные черному цвета корпусов получаются хуже, но Canon M стал исключением – в красном он самый интересный.

Большая часть корпуса глянцевая, а вот боковины выполнены из некрашеного черного пластика, причем довольно жесткого и неприятного на ощупь. Зачем – так и осталось непонятным.

Размеры Canon M типичны для беззеркалок. То есть камера легка и компактна, но не экстремально. Очевидно, что основной задачей инженеров было уменьшить вес и габариты по сравнению с 650D, и это им, конечно, удалось – без зеркального видоискателя камера стала компактной и легкой. Но не более того. Оно, может, и к лучшему. Слишком маленькую камеру было бы трудно держать, а так весьма и весьма удобно. Кто раньше снимал «мыльницами» – не заметит разницы, «зеркальщики» – поворчат, но тоже быстро привыкнут.

Любопытно, что Canon решила изготавливать корпус «эмки» из магниевого сплава, тогда как у того же 650D он пластиковый. Это решение можно поприветствовать, металл – он в любом случае будет понадежнее. Хотя говорить о какой-то пыле- и влагозащите не приходится.

 

Эргономика и органы управления

В Canon хорошо усвоили нехитрое маркетинговое правило: потенциальные пользователи любого фотоаппарата определяются не качеством снимков, технической навороченностью и размерами, а эргономикой. Технически продвинутый и дорогой, но простой аппарат все равно останется любительским, а хорошая эргономика даже дешевую модель может сделать привлекательной для творческих фотографов с ограниченным бюджетом.

Как это рассуждение применимо к Canon M? Притом что «донор» новой беззеркалки 650D считается любительским аппаратом, его управление достаточно продвинуто – многие функции можно оперативно настроить прямо на корпусе, даже не отрывая взгляд от видоискателя. В бедных регионах камерами типа 650D начинающие фотографы зарабатывают деньги. Canon M это не грозит, хотя по цене и качеству снимков камеры вполне сопоставимы.

Почему так? Уж больно примитивной в плане управления получилась беззеркалка. Органов для настройки раз, два и обчелся, а сенсорный экран, конечно, удобен, но не так оперативен, как хотелось бы. Взять хотя бы главный параметр любого кадра – режим работы экспозамера. Даже в некоторых «мыльницах» есть специальный диск с выбором нужного (автомат, PASM, иногда сюжетные программы), но в Canon M его нет. Есть только трехпозиционный переключатель, который включает полный автомат, видеосъемку и один творческий режим, который нужно предварительно указать в меню. Вот и получается, что перевести аппарат, скажем, в режим приоритета диафрагмы муторно и долго. Нетривиальный получается намек покупателям, что тем из них, кто знает про творческие режимы и активно ими пользуются, лучше присмотреть другую камеру.

Еще на это намекает отсутствие прямых кнопок ISO и баланса белого – за этими настройками необходимо лезть в меню. Кнопок вообще немного. На задней панели есть клавиши для видеозаписи, обычного меню, легкого меню и просмотра. А также псевдонавипад, который совмещен с управляющим кольцом и на боковых сторонах имеет по кнопке. Эти боковушки позволяют вводить экспокоррекцию, менять режим работы затвора, блокировать автофокус и удалять снимки. По-хорошему, это набор, достойный непродвинутой «мыльницы». Немного реабилитирует Canon M то, что кнопка «вниз», которая при просмотре отвечает за удаление снимков, при съемке может быть настроена на функцию по желанию фотографа. А именно – на контроль глубины резкости, ISO, компенсацию экспозиции вспышки или временное увеличение яркости ЖК-дисплея.

Интересной показалась последняя функция. Оптического видоискателя у камеры нет, а визирование по дисплею на солнце может быть неудобным, нажатие клавиши позволяет увеличить яркость дисплея и улучшить картинку на нем. Включается и выключается аппарат не очень удобной вертикальной кнопкой около трехпозиционного переключателя.

Основные съемочные параметры доступны для настройки с помощью легкого меню, в которое можно попасть, нажав центральную кнопку псевдонавипада. Сенсорный экран делает процесс настройки более удобным и наглядным для новичков. Само легкое меню хорошо знакомо по зеркальным моделям компании – все тот же экран, разбитый на прямоугольные квадратики, в которых нарисованы пиктограммы функций. Знаешь значение пиктограмм – сможешь настроить камеру относительно быстро, не знаешь – придется заходить в каждую и читать. Все функции в таком меню поместиться не смогли, но основные есть: хотя бы можно установить режим съемки, выдержку, диафрагму и ISO – уже что-то. С другой стороны – как ни нажимай на сенсорный экран и ни крути колесико, все равно дольше получается, чем простыми кнопками на любой зеркалке.

По бокам корпуса имеются весьма оригинальные штыри для крепления нашейного ремня. Такие маленькие и легкие камеры обычно поставляются без ремней, но в Canon M он предусмотрен. Возможность носить аппарат на шее – это плюс, ведь на камеру можно установить оптику от зеркальных Canon, которая не отличается маленькими размерами и весом. Правда, сами штыри выглядят не очень эстетично, почему бы вместо них не сделать обычные проушины?

Разъемы и интерфейсы расположены в боковых панелях, штативное кольцо и отсек аккумулятора – внизу камеры, это типично. Необычными показались два элемента на передней панели. Во-первых, в камерах Canon наконец-то появилась светодиодная подсветка автофокуса. Зеркалки этой компании подсвечивают автофокус встроенной вспышкой, что неудобно. Во-вторых, на передней панели есть ИК-улавливатель для дистанционного пульта. Серьезная функция для примитивного с точки зрения управления аппарата.

Особняком выглядит наличие в Canon M стандартного «горячего башмака» компании. Понятно, что при отсутствии встроенной вспышки внешняя обязательна, но то, что на камеру можно установить весь арсенал осветительных приборов от зеркальных камер Canon, – это огромный плюс. Nikon, к примеру, в серии 1 придумала новый формат «горячего башмака», а Canon сделала своим пользователям подарок. Более того, простенькая внешняя вспышка (90EX) идет в комплекте. У нее ведущее число (параметр, определяющий мощность) 9, тогда как даже у встроенных в зеркалки вспышек минимум 12, при этом 90EX дистанционно умеет «поджигать» внешние вспышки (при условии, конечно, что они фирмы Canon), что немаловажно.

Эргономика Canon M в целом не понравилась, но при этом оставила не разочаровывающее, а просто странное впечатление. В аппарате стоимостью 30 тысяч рублей органов управления – как у дешевой «мыльницы», даже для переключения режимов работы экспозамера приходится лезть в меню. Сенсорный дисплей проблему оперативного управления полностью не решает. Эргономика вступает в противоречие с функциональностью. Понятно, что камера максимально «заточена» под использование на «автомате», но при этом у нее есть командный режим управления вспышками и поддержка ИК-пультов. В такой компании тройка-пяток дополнительных кнопок на корпусе смотрелись бы очень логично.

 

Технические особенности

После того как Nikon выпустила свою беззеркалку с матрицей форматом не APS-C, а гораздо меньшим, аналогичные подозрения возникли и на счет Canon. Ведь понятно, зачем Nikon относительно небольшая матрица, – чтобы исключить конкуренцию со своими же зеркалками начального уровня. У Canon тоже есть простенькие зеркалки, но в этой компании не побоялись выпустить беззеркалку именно с матрицей APS-C. Да не просто с сенсором аналогичного размера, а с тем же самым, что и в зеркальных моделях. Матрица новинки копирует ту, что устанавливается в 650D, и очень похожа на агрегаты 550D, 600D, 60D, 7D. Мы уже писали, что у этой матрицы большая история (появилась она в 7D еще в 2009 году). Модификация, которая установлена в модели 650D и M, отличается наличием встроенных датчиков фазовой фокусировки. По качеству изображения матрица осталась той же, что и у предшественников.

Сенсор по-прежнему весьма конкурентоспособен: приличное разрешение в 18 Мпикс (хотя уже и не рекордное, Sony и Nikon вовсю осваивают цифру 24), хороший динамический диапазон и малошумные снимки на высоких ISO, значение 3200 которых вполне можно признать рабочим. С другой стороны, одна и та же матрица в шестой подряд модели наводит на не очень хорошие мысли – за три года в Canon не смогли придумать ничего другого. Этот сенсор не хуже того, что есть у конкурентов, но уже и не лучше. А можно было бы нанести сокрушительный удар, уложив по качеству снимков на лопатки всех соперников...

От 650D «эмка» позаимствовала также систему гибридного автофокуса. В зеркалке, при наличии основных датчиков фокусировки, она выглядела не очень нужной, а в беззеркалке – на вес золота, потому что контрастная система фокусировки у Canon довольно слабая. Наличие гибридного фокуса выводит Canon M в лидеры по автоматическому наведению на резкость среди беззеркалок, потому как мало у кого есть такая технология, а она реально увеличивает скорость работы. Это будет заметно в любом виде повседневной съемки.

Однако если сравнивать Canon M с зеркальными камерами, то ситуация все равно остается хуже. Тот же 650D фокусируется отдельными, а не встроенными фазовыми датчиками, быстрее и увереннее. Это особенно важно при съемке спорта, детей, а также в условиях недостатка света – ситуациях, встречающихся не так уж и редко, чтобы можно было их не учитывать.

Электроника на Canon M тоже перекочевала с 650D. За замер отвечает такой же 63-зонный датчик, который позволяет получать в большинстве случаев правильную экспозицию, сохраняя при этом сочные и насыщенные цвета. Баланс белого тоже неплох, но все-таки имеет свойство ошибаться в ситуациях, когда источниками света выступают лампы накаливания. Это желтит снимки.

Основной дисплей Canon M тоже получил от зеркальных камер – он у Canon используется сразу в нескольких моделях. Хороший дисплей, спору нет, вот только у «эмки» он сделан неповоротным, в отличие от того же 650D. Понятно, что наличие шарнира увеличило бы толщину камеры, но, я думаю, это мало кого смутило бы, а вот к поворотному экрану многие фотографы, особенно те, которые имеют опыт съемки на «мыльницы» и ультразумы, уже привыкли. Их Canon M отсутствием такой фишки может оттолкнуть.

Автономность новинки откровенно мала. Камера комплектуется литий-ионной аккумуляторной батареей LP-E12, емкость которой – жалкие 875 мА·ч. Для камеры, у которой нет оптического видоискателя и основной дисплей работает постоянно, это очень мало: с одного заряда удается сделать 200, максимум 250 снимков. Наш традиционный для беззеркалок совет купить запасной аккумулятор можно трансформировать в совет приобрести два запасных аккумулятора. Иначе в путешествиях и поездках можно будет быстро остаться без питания.

В качестве еще одной технической особенности отметим звук затвора аппарата. Если зеркальные Canon довольно громко и неприятно шлепают, то беззеркалка компании тиха и мелодична. Секрет в том, что у Canon M электронная передняя шторка и для начала экспонирования не нужно ее резко открывать. В музеях или на строгих протокольных мероприятиях это будет плюсом.

Процессор новинка тоже унаследовала от 650D. DIGIC 5 – весьма шустрый и расторопный агрегат, который позволяет 650D снимать со скоростью 5 кадров в секунду. Canon M 0,7 fps где-то потерял. Видимо, это чисто маркетинговое ограничение, чтобы «эмка» выглядела чуть хуже 650D.

А вот по возможностям видеосъемки у аппаратов полный паритет. Максимальное качество доступно при разрешении 1920х1080 и скорости 30 кадров в секунду. Сегодня такие характеристики не самые продвинутые, некоторые конкуренты снимают Full HD со скоростью 60 fps, но кеноновское видео все равно остается одним из лучших по качеству. Компания берет свое поддержкой современных кодеков и высоким битрейтом.

Ко всему прочему, Canon M еще может похвастать очень неплохим автофокусом при съемке видео. Собственно, у 650D автофокус в видео тот же самый (он построен как раз на гибридной системе), однако китовый объектив зеркалки при фокусировке издает паразитный звук, который слышен на записи, а у беззеркалки в комплекте идет объектив со специальным бесшумным мотором.

Хорошо Canon M работает со звуком на записи. Есть встроенные стереомикрофоны, а также можно подключить внешний. Кроме того, громкость записи можно регулировать прямо по время съемки. У записи видео есть только одно ограничение – ролик может быть продолжительностью максимум 30 минут.

 

Аксессуары

Для Canon M компания разработала новый байонет, который получил название EF-M. Его необходимость вполне очевидна: у байонета EOS, который используется в зеркалках Canon, слишком большой рабочий отрезок (расстояние от задней линзы объектива до матрицы), который не позволил бы сделать беззеркалку компактной (это мы уже проходили на примере Pentax K-01).

Новый тип крепления объективов довольно прост, но интересен. Он обращает на себя внимание тремя особенностями. Во-первых, байонет изначально спроектирован под формат APS-C, то есть Canon M с полноформатной матрицей мы не увидим, во всяком случае в ближайшем будущем. Во-вторых, байонет полностью электронный, никаких механических органов управления он не имеет. В-третьих, так называемая белая точка, которая служит местом объектива и замка у нового байонета, расположена сверху, слева от центра (можно еще сказать – на 11 часов). Как и в родном байонете EOS, у нового EF-M объективы надеваются поворотом по часовой стрелке, а снимаются – против часовой.

Пока с таким байонетом Canon выпустила два объектива: EF-M 18-55 f/3.5-5.6 IS STM и EF-M 22 f/2 STM (маркировка STM означает, что объектив оборудован бесшумным мотором для съемки видео). Первый – типичный штатник, второй – фикс-блинчик, интересный прежде всего размерами и светосилой. Чтобы заинтересовать покупателей, двух объективов, очевидно, было бы мало, поэтому Canon поспешила выпустить в продажу адаптер под свою зеркальную оптику. Он довольно дорогой (около 10 тысяч рублей), но дает владельцу Canon M очень большой выбор различной оптики.

Есть только два нюанса. У нас не было адаптера, чтобы проверить, но по различной информации с ним перестает работать следящий автофокус, доступен только покадровый, а это ограничивает возможность использования зеркальной оптики для спорта и динамичных сюжетов. Второй момент – зеркальные объективы слишком большие для маленькой камеры. Если скромные фиксы еще более-менее адекватны по размеру, то с топовыми зумами Canon M больше похож на заднюю крышку объектива. Это наглядно видно на фото. Не то чтобы такое соотношение размеров делает невозможной съемку в принципе, но эргономика такого комплекта будет странной. Двумя руками держать придется объектив, а аппарат будет болтаться как заглушка.

Про возможность подключения вспышек серии Speedlite в «горячий башмак» Canon M мы уже говорили, но в тот же самый разъем можно поместить и GPS-приемник, который будет записывать координаты снимка в EXIF. Увы, но установить вместо вспышки электронный видоискатель, как это встречается у некоторых беззеркалок, нельзя. Не поддерживает модель и работу c Wi-Fi.

 

Работа с камерой

Минимальное количество механических органов управления Canon M заставляет поговорить подробнее о работе с сенсорным дисплеем. Настраивать с его помощью камеру можно двумя способами: либо вызвать легкое меню клавишей Q и оперировать значками, которые там представлены в виде таблицы, либо несколько раз нажать на клавишу Info и выбрать такой режим работы дисплея, в котором при визировании выводятся съемочные параметры. Прямо на дисплее на значение любого параметра можно нажать, после чего оно будет доступным для редактирования. Возможные варианты отобразятся внизу. А выбрать нужное можно простым нажатием. Все бы хорошо, но постоянно снимать в таком режиме не очень удобно – параметры занимают часть экрана и усложняют построение кадра.

Основное меню по дизайну и функциональности точь-в-точь как на зеркальных Canon. У него есть горизонтальная полоса прокрутки. Клавишами «влево» и «вправо» можно переключать разделы, а различные пункты менять клавишами «вверх», «вниз». Сохранилась и цветовая разметка: для удобства экраны, которые относятся к одному разделу, обозначены одинаковым цветом.

Электронных помощников у Canon M не очень много, особенно если сравнивать с беззеркалками других марок, – только два. Оба появились еще в 650D. Это HDR, в котором камера делает три снимка, а потом объединяет их в один, с расширенным динамическим диапазоном, и режим Multi-shot Noise Reduction, где камера снимает четыре кадра подряд для уменьшения шума. Конкуренты подобные функции освоили давным давно.

 

Выводы

Как интересно наблюдать за быстро развивающимся рынком беззеркалок. Все производители понимают этот класс по-своему, и мы не раз отмечали это в наших обзорах. Судя по модели M, в представлении Canon беззеркалка – это уменьшенный и упрощенный вариант зеркальной камеры. Можно сказать и так: инженеры компании взяли весьма неплохую модель 650D, убрали из нее зеркало и оптический видоискатель, заменили байонет и максимально сократили количество механических органов управления, сделав акцент на сенсорном экране. Зеркалка без зеркала – вот что получилось. Из-за этого в Canon M случаются иногда странные логические несостыковки. У камеры очень упрощенная эргономика, рассчитанная явно на новичков, но при этом есть функция беспроводного управления вспышками, для использования которой нужно знание матчасти и наличие этих самых вспышек, что про новичков никак не скажешь.

Окончательно ситуацию запутывает цена. Сегодня Canon M с китовым объективом можно купить примерно за 30 тысяч рублей. Это чуть дешевле, чем стоит 650D с китом, но дороже, чем 600D и уж тем более 1100D.

Фактически получается, что клиентам, желающим приобрести любительский аппарат, Canon предлагает два варианта, которые одинаково снимают и почти одинаково стоят. Первый большой и тяжелый, зато имеет чуть лучшие автофокус и эргономику (это Canon 650D), а второй – легкий и компактный, но с худшими автофокусом и эргономикой, да еще и с экраном неповоротным. Конкуренции между своими продуктами Canon не боится – все равно компания возьмет прибыль за счет объективов, вспышек и адаптеров, зато дает покупателям необычный выбор, ведь до сих пор беззеркалки были самостоятельными моделями и не могли похвастаться такой технической близостью к зеркалкам. Стоило ли городить ради того новую камеру – покажет статистика продаж. Конкуренция в этом сегменте велика, но и покупателей много.

Обзор написан для агрегатора Поиск-подбор.
Оригинал: часть 1, часть 2.

 

Другие мои обзоры фототехники

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Еще вам может быть интересно

0 Comments
Share Post
No Comments

Post a Comment