Мар 25 2013

Обзор фотоаппарата Sony RX100

Все выпускаемые ныне фотоаппараты можно разделить на три группы. К компактным камерам относятся модели с маленькой матрицей и несменными объективами. В эту группу входят и скромные «мыльницы», и громадные ультразумы. Беззеркалки могут предложить и сменные объективы, и матрицу приличных размеров, но зеркального оптического видоискателя у них нет. У зеркалок все понятно - матрица большая, объективы сменные, зеркальная система есть.

Но периодически производители выпускают камеры, которые не вписываются в эти рамки. Sony RX100 как раз из этой категории. Аппарат маленький и компактный, кроме того, у него несменная оптика, зато матрица довольно большая. Ее размер составляет 1 дюйм по диагонали. Такой же по величине сенсор используется в беззеркалках Nikon 1. Отнести RX100 к компактным камерам не дает размер матрицы, к беззеркалкам - несменная оптика, а по цене он вообще конкурент зеркалкам - за RX100 просят 22-23 тысячи рублей. Такой вот необычный, но интересный во всех планах гибрид.

Сама Sony позиционирует эту модель как второй аппарат для профессионалов и продвинутых любителей, у которых есть серьезная техника, но которым нужна легкая и компактная «записная книжка», которая тем не менее может делать снимки приличного качества. Отсюда и размер матрицы, и довольно-таки продвинутая функциональность «малыша».

Но мы бы в когорту потенциальных пользователей RX100 добавили еще одну категорию фотографов, которая хочет получать снимки хорошего качества, но не хочет ради этого чем-то жертвовать. А именно: носить большой и тяжелый аппарат, сменную оптику, разбираться в настройках, снимать в формате RAW и обрабатывать снимки. Для них цена камеры не имеет принципиального значения (в разумных, конечно, пределах). Sony RX100 таким требованиям отвечает: снимки достаточно высокого качества аппарат делать умеет и усилий для этого прикладывать почти не приходится.

Технические характеристики Sony RX100

Класс компактная камера с большой матрицей.
Матрица CMOS (13,2×8,8 мм), 20,3 мегапикселя.
Стабилизация изображения есть, оптическая.
Автофокусировка по контрасту.
Объектив несменный, 10,4-37,1 мм (эквивалентно 28-100 мм для 35-мм камеры), f/1,8-4,9.
Формат фотографий RAW, JPG (максимальное разрешение 5472×3648).
Формат видео AVCHD 1920х1080@50p, 1920х1080@50i.
Диапазон чувствительности ISO 125-3200 (можно расширить до 80-25 600).
Диапазон выдержек 30-1/2000 c.
Скорость серийной съемки до 10 кадров в секунду (с ограничениями).
Вспышка встроенная, «горячего башмака» нет.
Видоискатель нет.
Экран TFT, диагональ 3 дюйма, разрешение 1 228 800 пикселей.
Память AVCHDSD / SDHC / SDXC, Memory Stick Duo / Pro Duo / Pro-HG Duo.
Интерфейсы USB 2.0, HDMI 1.4a, беспроводной Eye-Fi.
Аккумулятор NP-BX1.
Размеры 102х59х36 мм.
Вес 240 г с аккумулятором и картой памяти.

 

Корпус, внешний вид

Миниатюрность фототехники сегодня у потребителей в чести, поэтому изготовители чуть ли не поголовно начали делать ставку на скромные габариты корпуса, особенно в камерах, которые позиционируются как прогулочные и запасные. Каким-то компаниям удается создать действительно компактный аппарат, каким-то нет. Sony удалось. RX100 меньше почти всех беззеркалок (не считая, конечно, Pentax Q). Выигрыш небольшой, где 5 миллиметров, где 10, но все-таки он есть. Sony RX100 действительно можно назвать карманной камерой. Но дело тут не в этих миллиметрах, а в размере объектива.

Беззеркалки проигрывают именно габаритами сменной оптики, по-настоящему компактными они могут быть только с «блинчиками», а стоит установить более-менее приличный зум, уже занимают много (по меркам кармана) места. Объектив же Sony RX100 прячется в корпус, и камера сохраняет компактность - это действительно «записная книжка».

Дизайн RX100 максимально лаконичен, что, учитывая потенциальную целевую аудиторию, скорее плюс, чем минус. Аппарат строг, выглядит солидно и дорого, но не слишком ярок, из толпы (если так можно выразиться) не выделяется, но и глаз не раздражает, демонстрирует скорее уверенность и надежность, чем бахвальство. И главное - никакого гламура. На облик камеры оказывают влияние и материалы отделки. Корпус полностью магниевый, и это очень большой плюс. Матированный металл приятно ощущать пальцами, и он не бликует. Пластиковый корпус наверняка бы позволил несколько снизить себестоимость аппарата, но эффект был бы уже не тот, так что выбор материалов отделки нам кажется правильным.

Sony_RX100_Rocks

Впрочем, не все так идеально. Проблемы оказались с хватом, и главная из них - размер самого аппарата. Хороший хват на подобных моделях сделать не то чтобы невозможно, но очень и очень трудно. У Sony не получилось. Если следовать рекомендациям производителя и держать аппарат одной рукой в тех местах, где наклеены резиновые полоски для пальцев, то он всячески норовит выскользнуть. Дело в том, что держать его можно только кончиками пальцев, если попробовать обхватить глубже, большой палец уже залезает на дисплей и закрывает его. Было бы у камеры больше места справа от экрана мы сейчас бы об этом не говорили, а так приходится как-то приноравливаться: или левой рукой камеру поддерживать, или правую как-то хитро изгибать. Со временем, наверное, удастся привыкнуть.

Учитывая позиционирование RX100, более-менее серьезная эргономика аппарату нужна была кровь из носу. В камере много различных функциональных фишек, и заставлять работать с ними через меню было бы очевидной глупостью. С другой стороны, размеры корпуса не позволяют разместить на нем много органов управления даже при большом желании. Инженеры Sony выбрали путь компромисса, кнопочек они сумели впихнуть довольно много, но они получились очень маленькими.

PC304374

Любопытно, что Sony RX100 практически полностью копирует раскладку органов управления Samsung NX1000. Совпадают не только количество и размещение, но даже функции. Как и Samsung, Sony выделяет отдельную кнопку для видеозаписи в правом верхнем углу, а также размещает две кнопки над псевдонавипадом (для вызова «легкого» и основного меню) и две - под ним (для просмотра и удаления снимков). Как и конкурент, RX100 предлагает совмещенный с управляющим колесиком псевдонавипад, на боковых сторонах которого есть еще по кнопке с функцией. Не поверите, но три из четырех «сторон» у Sony отвечают за те же самые вещи, что и у Samsung (влево - режим работы затвора, вниз - настройка экспокоррекции, вверх - режим работы дисплея). И лишь только в правой клавише псевдонавипада есть различие. У NX1000 там можно сменить тип автофокуса, а у RX100 - режим работы вспышки. Если честно, настройка вспышки кажется более уместной, но нужно учитывать, что у NX1000 ее нет и управлять просто-напросто нечем. Sony, правда, еще может похвастать программируемой центральной кнопкой псевдонавипада (у Samsung это обычная «ОК»), так что небольшой плюс все-таки имеет.

Еще отметим, что кнопка удаления снимков, когда не активирован режим просмотра, вызывает функцию справки. Sony, поддавшись на тренд последних лет, встроила в свою камеру самоучитель по фотографии. В принципе, в нем есть определенный толк, хотя подсказки в любительских камерах Nikon автору этого обзора все равно кажутся более полезными.

intro2

Несмотря на почти полную идентичность органов управления задней панели аппаратов Sony и Samsung, вряд ли можно говорить о прямом заимствовании. Идея подобной схемы наверняка блуждает в головах инженеров всех компаний, уж больно она простая и понятная, да и места много не требует. Такое размещение удобно - большим пальцем правой руки можно нажать на все кнопки и покрутить колесико, когда это потребуется. Так что с выбором количества органов управления на задней панели и их размещением Sony не ошиблась, но, как нам кажется, прогадала с размерами. Кнопки получились настолько маленькими, что нажимать на них совершенно неудобно - делать это приходится чуть ли не ногтем.

На верхней панели есть полноценный диск выбора режимов. Sony повадилась было его не ставить, имитируя виртуальным в меню, что сильно досаждает в серии NEX (смотрите наши обзоры NEX 7, NEX 5 и NEX 3). Но тут он есть и весьма удобный. Помимо него на верхней панели нашлось место для кнопки включения, кнопки спуска и кольца для электропривода зума. В реализации этой функции в Sony пошли старым «мыльничным» путем, хотя, по оценкам многих, орган управления под названием «качелька» в роли управления трансфокатором удобнее.

Разъем USB расположен на правой панели камеры, а вот для HDMI-выхода места там не нашлось, поэтому он переехал вниз к штативному кольцу. Кроме того, внизу под одной крышкой расположились отсеки для аккумулятора и карты памяти. Все настолько близко друг к другу, что, когда камера надета на штатив, сменить «батарейку» или карту памяти уже нельзя. Еще немного смущает, что место для крепления штатива не соосно объективу.

RX100_lizo

У Sony RX100 есть еще один элемент управления - это кольцо вокруг объектива (опять вспоминается Samsung и его iFn). Оно используется для навигации и настроек. Его работа зависит от режима съемки и настраивается через меню (всего 14 вариантов).

Эргономика Sony RX100 в целом не впечатлила. Компании удалась создать действительно маленький и компактный аппарат, но это было сделано в ущерб удобству управления. Хват не самый удобный, кнопки слишком маленькие. Ситуацию мог бы исправить сенсорный экран, но в Sony по какой-то причине решили его не делать. Зато у RX100 очень хорошие материалы отделки и качество сборки, благо изготавливается аппарат на заводе в Японии.

 

Объектив

У камеры с несменной оптикой объектив должен быть максимально универсальным, чтобы угодить большому количеству потребителей. Как такой сделать - большая загадка: идеальную формулу пока никто не нашел. В RX100 инженеры не стали гнаться за большой кратностью зума. Диапазон фокусных в 35-миллиметровом эквиваленте - 28-100 мм, что довольно скромно. С другой стороны, маленький диапазон трансфокации позволил улучшить оптические характеристики. Объектив резок во всем диапазоне фокусных расстояний и обладает минимальным количеством хроматических аберраций и искажений.

Светосила оставила смешанное впечатление. Sony поддержала почин многих производителей и стала устанавливать в компактные камеры светосильную оптику. F/1,8 в широкоугольном положении при матрице такого размера - это круто, можно получить приличное размытие фона даже при минимальном фокусном расстоянии. Фотографии получаются объемными, смотрятся как с зеркалки.

Однако в теледиапазоне светосила падает до грустных f/4,9. Падение светосилы на больших фокусных - это нормально, но не настолько же. Картинка в теледиапазоне не становится менее интересной, но фон уже так сильно не размоешь. Снимать портреты не очень здорово, ведь традиционные фокусные для портретов начинаются с 70-75 миллиметров в «пленочном» эквиваленте, а к ним объектив заметно «темнеет».

Кроме того, 100 миллиметров в теледиапазоне все-таки маловато. Понятно, что суперзум из этой камеры в любом случае не получился бы, но оптика все-таки несменная и с возможностью что-то снимать вдали владельцы RX100 распрощались навсегда. Еще не понравилось, что у объектива нет функции макро. Даже в широкоугольном положении минимальная дистанция фокусировки составляет 5 сантиметров.

RX100_obi2

Несменная оптика - это всегда компромисс, и кому-то инженерам компании удалось угодить, кому-то нет. Для среднестатистического пользователя объектив более чем нормальный. Большим диапазоном фокусных похвастать не может, зато обеспечивает весьма приличное качество снимков.

 

Технические особенности

Похоже, фотографам нужно привыкать к новому типоразмеру матриц - 1 дюйм по диагонали. Этот размер дебютировал в камерах Nikon 1 и не впечатлил. При разрешении всего 10 Мпикс камеры оказались довольно шумными, что многие списали на размер сенсора. Он заметно меньше, чем даже у камер стандарта «микро 4/3». Однако пример RX100 показывает, что и такой размер матриц может быть конкурентоспособным. Сенсор героя сегодняшнего обзора обладает весьма приличным разрешением в 20 Мпикс, что, заметим, превосходит почти все камеры серии NEX (кроме NEX 7), а также камеры Panasonic и Olympus стандарта «микро 4/3». У Samsung тоже 20 Мпикс, но у него матрица формата APS-C.

Понятно, что в «голых» пикселях, когда они не могут обеспечить высокого качества изображения, счастья нет, но сенсор RX100 качество обеспечить может. Его главная сила - детализация на низких значениях ISO. Тут RX100 легко может составить конкуренцию даже зеркальным камерам. Правильная цветопередача, минимум искажений - картинка радует глаз без скидок на класс аппарата. Выдающийся динамический диапазон на матрице такого размера получить не удалось, но он тоже на приличном среднем уровне, тем более что в камере есть электронная система, которая позволяет оптимизировать ДД. Отметим, что аппаратное минимальное значение ISO составляет 125 единиц, но его можно программно расширить до значений 100 и 80.

Sony-Cyber-shot-DSC-RX100-3

На высокой чувствительности RX100 уже не так радует. Все-таки размер матрицы сказывается. Агрессивный шумодав не дает появиться цветовым пятнам, но и детализацию «сжирает» на ура. До ISO 400 это не заметно, на ISO 800 уже можно отчетливо видеть, ISO 1600 - максимальное рабочее значение, которое можно использовать для печати большим форматом. ISO 3200 уже не радует, хотя для публикации в Интернете может и сгодиться. Более высокие значения не подойдут даже и для этого. В принципе RX100 по работе на высоких ISO идет почти вровень с камерами Panasonic, Olympus и даже Samsung, хотя у тех матрица физически больше. Впрочем, до родных NEX и почти всех зеркалок RX100 не дотягивает - тут чуда все-таки не случилось.

Контрастный автофокус никогда не был сильной стороной Sony, и с RX100 ситуация не изменилась. Система наведения на резкость не то чтобы слишком плохая, но своей работой не впечатляет. Любителю ее, наверное, хватит, а вот профессиональный фотограф, покупающий RX100 в качестве «записной книжки», будет несколько раздосадован скоростью: ждать наведения на резкость по сравнению с зеркалкой приходится долго.

C экспозамером есть проблемы: он имеет свойство недодерживать фотографии, они получаются темноватыми. Баланс белого тоже не без греха - у него явный увод в синий оттенок. Если снимать по умолчанию, то получаются мрачноватые темно-синие фотографии. Правда, можно ввести положительную экспокоррекцию и настроить ББ, тогда снимки без изъянов. Но почему бы это на заводе не сделать?

RX100

Видоискателя у RX100 нет, но с дисплеем, которым обладает камера, об этом никто жалеть не будет. Это действительно великолепный дисплей. Его размер 3 дюйма (больше бы просто не поместился), но разрешение почти 1,3 Мпикс. Он построен на технологии WhiteMagiс, в которой каждый пиксель состоит не из трех точек (RGB), а из четырех (RGBW). Дополнительные субпиксели белого цвета усиливают яркость. В условиях слабой освещенности они не задействуются, что экономит заряд батареи. Для смартфонов подобная технология не нова, но в фотоаппаратах она редкий гость. Сказать, что фотографии на дисплее выглядят хорошо, - не сказать ничего. После их просмотра на мониторе компьютера наступает некое разочарование - экран так хорош, что даже приукрашивает кадр. Сделать бы его еще сенсорным, вообще бы цены не было.

«Горячего башмака» у камеры нет, поэтому встроенную вспышку нужно было делать кровь из носу. В Sony ее сделали, но больше для галочки. Вспышка откровенно маломощна. Учитывая невыдающиеся способности матрицы снимать на высоких ISO, это откровенно огорчает, а отсутствие «горячего башмака», кстати, ставит крест не только на использовании внешней вспышки, но и на внешнем видоискателе и микрофоне - их просто напросто некуда присоединить.

Image-1

Скорость работы RX100 оставила противоречивое впечатление. Камера довольно медленно включается и долго записывает файлы, особенно в формате RAW. С другой стороны, скорость серийной съемки весьма пристойная. Если отключить автофокус и экспозамер и использовать JPEG, камера способна «молотить» по 10 кадров в секунду. В формате RAW скорострельность, правда, падает до 2,5 fps, но это тоже не так уж и мало. Кроме того, у аппарата на удивление приличный буфер. В формате JPEG он может снимать чуть ли не до заполнения карточки, в RAW сделает 13-14 кадров.

У RX100 есть встроенный стабилизатор. Он реализован в объективе, как и в аппаратах серии NEX. Минимальную выдержу мы оценивать не стали, но работа стабилизатора заметна невооруженным глазом, хотя, конечно, в камере с такими фокусными расстояниями наличие стабилизатора не так критично, как в ультразуме.

Аккумулятор у столь маленькой камеры оказался весьма емкий - 1240 мА·ч. Хватает его по официальным данным на 330 снимков, но если чуть поэкономить, можно один заряд растянуть на полтысячи снимков. Для компактного аппарата это отличный показатель.

RX100_zad

Кстати, RX100 обладает весьма интересной особенностью. Его можно подзаряжать... по USB-шнуру от компьютера. Отличная идея, таскать с собой зарядное устройство вовсе не обязательно, хотя, конечно, зарядка от компьютера более медленная. Отметим еще, что для зарядки от сети тоже нужен USB-шнур, а аккумулятор в любом случае заряжается в камере - внешняя зарядка в комплект не входит.

Отметим еще одну техническую особенность. Минимальная выдержка всего 1/2000 с. Это несколько противоречит идее, что камера должна приглянуться продвинутым фотографам в качестве «записной книжки». Ведь на широком угле можно установить диафрагму f/1,8, значит, в яркий солнечный день с ней будут постоянные пересветы. ISO 80 в такой ситуации не поможет, а серый светофильтр на такой объектив не приспособишь.

RX100_verh

 

Съемка видео

RX100 обладает просто отличными возможностями для съемки видео. Камера может писать ролики в формате AVCHD разрешением 1920х1080, прогрессивной разверткой и частотой 50 кадров секунду. Еще бы чуть повыше был битрейт, и качество было бы изумительно, но и так RX100 превосходит все «мыльницы» и на равных соревнуется с самыми продвинутыми зеркалками. Больше всего радует детализация картинки.

Во время записи видео доступно управление экспозицией и другие настройки, работают зум и оптический стабилизатор. У последнего, кстати, два режима: стандартный и активный. Стандартный режим можно использовать только для компенсации дрожания рук, а активный - при съемке в движении.

RX100_obi

Автофокус в режиме съемки видео тоже есть, причем весьма и весьма толковый. Запись звука ведется встроенными стереомикрофонами. Их особенность в том, что у них есть программный фильтр против шума ветра. Впрочем, его работа не идеальна, паразитный свист он приглушает, но не убирает полностью. Подключить внешний микрофон невозможно в принципе. Помимо всего прочего во время съемки видео возможна фотосъемка, правда, разрешение кадра в таком случае ограничено 17 мегапикселями. В общем, качество видеосъемки RX100 можно назвать отличным без скидок на класс и размеры камеры.

 

Работа с камерой

Не случайно, что когда мы говорили о потенциальных пользователях этой камеры, то назвали не только профессионалов, которым нужен легкий и компактный аппарат, но и любителей, которые хотят получать снимки без особых усилий. Для последних в камере предусмотрено аж два авторежима. Оба они активируются на диске выборе режимов.

Обычный автомат точно такой же, как и в других фотоаппаратах, а вот iAuto+ старается выйти за его рамки. В нем камера не только подбирает экспозицию, баланс белого и другие съемочные параметры, но и вмешивается в настройки цвета и света, активирует, если сочтет нужным, режим HDR или включает активное шумоподавление, то есть полностью освобождает фотографа от необходимости что-то делать с настройками. Лично мне такой навязчивый «сервис» показался избыточным, но я не исключаю, что некоторым фотографам он может прийтись по душе.

RX100_ISO2500_2

У камеры очень много различных электронных помощников. RX100 умеет автоматически снимать панорамы, склеивать HDR и предлагает фотографу целый набор интересных фильтров, собранных в одном месте в пункте меню «Эффект рисунка».

Самый интересный пункт - это 3D-панорама. Sony одна из первых придумала эту функцию, потом ее перекопировало большинство производителей, но реализация Sony по-прежнему остается одной из лучших. Процесс съемки очень простой, нужно просто вести камеру в какую-либо сторону, а она сама будет делать снимки и потом сшивать их. Больше всего поражает гибкость этой функции. Есть две ширины панорамы, то есть можно делать «проводку» как в вертикальном положении камеры, так и в горизонтальном. Аппарат может обрабатывать движение в кадре и оставлять блики от светящихся объектов - в общем, фотографу опять вообще не о чем думать, производитель, казалось бы, предусмотрел все. Единственная странность - съемка панорамы производится принудительно в самом широком положении зума и по-другому никак. Но, в крайнем случае, лишнее потом можно кадрировать.

Функция оптимизации динамического диапазона тоже весьма продвинута. Она осветляет глубокие тени в местах, где, по мнению камеры, их быть не должно. Агрессивность работы можно настроить в меню. Всего есть пять вариантов.

RX100_detal

Еще у камеры есть интересная функция мультикадрового подавления шума. RX100 делает шесть снимков подряд, а потом из них склеивает один - малошумный. Операция довольно долгая, к тому же если снимать без штатива (а со штативом в этой функции нет смысла, так как банально можно удлинить выдержку), то возможен небольшой смаз по краям из-за несовпадения кадров, но в целом полностью себя оправдывает. Снимки действительно становятся менее шумными, как будто мы использовали чувствительность на пару стопов меньше. Еще бы эта функция умела восстанавливать детализацию - цены бы ей не было, но в принципе и так ее работу можно оценить крайне положительно.

Пару слов об основном меню камеры. Оно точно такое, как у зеркальных фотоаппаратов Sony. Меню не без недостатков, но уже настолько приелось, что воспринимается как что-то родное. Огрехи в переводе есть, но не смертельные.

RX100_akwarel

 

Выводы

Камеры, которые находятся на стыке различных классов, всегда рискуют оказаться непонятыми, но, похоже, в этот раз Sony угадала с целевой аудиторией. Эта камера один из претендентов на звание лучшего фотоаппарата с несменной оптикой (не считая, конечно, недавно анонсированного Sony RX1 c полноформатной матрицей, тот вообще играет в своей собственной лиге). То, что RX100 удалась, спорить никто не решается, но главный вопрос не качества этого аппарата, а его цены. Все-таки за 23 тысячи рублей можно купить полноценную зеркалку или, как минимум, беззеркалку, у которых не будет некоторых недостатков этого компакта.

Что касается самого RX100, то он, если оставить в стороне вопрос цены, приятно удивил. Инженеры Sony смогли выжать из однодюймовой матрицы куда больше, чем это получилось у Nikon, достойными вышли и объектив, и дисплей. Качество фото и особенно видео - это сильные стороны модели. К слабым мы бы отнесли, прежде всего, эргономику, ее, наверное, придется списать на маленькие размеры корпуса.

Насчет использования RX100 в качестве «записной книжки» не уверен, но для обеспеченных любителей, которых не смущает цена аппарата, это будет отличный выбор. За сумму, которую просят за RX100, можно купить и более продвинутый аппарат, и с большей матрицей, но он в любом случае будет громоздким. У тех, кто хочет и высокое качество снимков, и по-настоящему маленький размер, особого выбора нет.

Полноразмеры можено скачать тут.

Материал написан для сайта Поиск-подбор.
Оригинал: часть 1/часть 2

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Еще вам может быть интересно

0 Comments
Share Post
No Comments

Post a Comment