Июн 14 2013

Обзор фотоаппарата Pentax К-30

В начале обзора хотелось бы извиниться перед постоянными читателями нашего Cоветника. Весной 2012 года в обзоре беззеркалки Pentax K-01 я несколько опрометчиво сказал, что компания Pentax охладела к сегменту зеркальных фотоаппаратов и перешла на беззеркалки. На тот момент так все и выглядело: зеркальных анонсов давно не было, а вот беззеркалок компания успела выпустить аж две. Но, наигравшись с малыми формами, Pentax вернулась к классике. Ведь именно эта компания в свое время придумала формат зеркального фотоаппарата, и было бы очень обидно, если бы старейший фотопроизводитель свернул производство зеркалок. К счастью, пока речи об этом нет, что и доказало лето 2012. Pentax обновила свою флагманскую модель K-5, а также выпустила абсолютно новую К-30, о которой мы сегодня и поговорим.

К-30 оказалась очень тепло встречена фотопубликой, собрала, как принято говорить, хорошую прессу. Секрет оказался прост. Не трудно заметить, что различные производители зеркалок примерно одинаково оснащают аппараты одного ценового уровня. Скажем, если модель относится к любительскому сегменту, то у нее будет всего одно управляющее колесико, не окажется второго монохромного дисплея, минимальная выдержка составит 1/4000 секунды, а корпус ничем не будет защищен от непогоды и так далее. В сегменте полупрофессиональных камер управляющих колесиков обязательно два, второй дисплей занимает свое место на верхней панели, минимальная выдержка уже 1/8000 с, корпус получает начальную защиту, скорость серийной съемки увеличивается, а видоискатель становится больше и светлее. И это не придумки конкретного производителя: такая картина наблюдается в зеркальных моделях и у Canon, и у Nikon, и даже у Sony.

Уникальность К-30 в том, что эта камера отходит от сложившейся традиции. Будучи по сути любительской, она имеет некоторые функции, которые ей, по общепринятым стандартам, не положены. Больше возможностей за меньшие деньги - вот так примерно может выглядеть рекламный слоган K-30.

 

Технические характеристики
Класс зеркальная камера с кроп-фактором.
Матрица CMOS (23,7х15,7 мм, APS-С), 16,3 мегапикселя.
Стабилизация есть, на сдвиге матрицы.
Автофокусировка фазовая, контрастная в режиме LiveView.
Датчиков фокусировки 11, из них 9 - крестообразных.
Объектив сменный, байонет KAF2.
Формат фотографий RAW, JPG (максимальное разрешение 4928x3264).
Формат видео 1920х1080@30p, 1280х720@60p.
Диапазон чувствительности ISO 100-12 800, доступно расширение до 25 600.
Диапазон выдержек 30-1/6000 c.
Скорость серийной съемки 6 кадров в секунду.
Вспышка «горячий башмак», встроенная (ведущее число 12).
Выдержка синхронизации 1/180 с.
Видоискатель пентапризма, охват - 100%, увеличение - 0,92х.
Экран TFT, диагональ 3 дюйма, разрешение 921 000 пикселей.
Память SD / SDHC / SDXC.
Интерфейсы PC/AV, USB 2.0.
Аккумулятор В-LI109; четыре элемента типоразмера AA (для установки нужен адаптер, который приобретается отдельно).
Размеры 128,5x96,5x71,5 мм.
Вес 650 граммов (с аккумулятором и картой памяти).

 

Корпус, внешний вид

Первая из фишек К-30 скрывается уже в корпусе. В сегменте любительских зеркалок делать камеры с защищенным корпусом считается излишеством. Производители полагают, что любитель будет фотографировать, во-первых, мало, а во-вторых, в тепличных условиях, потому что снимает для себя и у него всегда есть возможность отказаться от съемки. Иное дело - профессиональные фотографы. Они, во-первых, используют камеру почти каждый день, а во-вторых, обязаны работать в любых условиях, будь то проливной дождь, песчаная буря или мороз минус тридцать. Поэтому настоящие профессиональные аппараты как следует защищены. Полупрофессиональные модели обычно тоже имеют кое-какую защиту от непогоды, но гораздо более простую.

Почему-то никто раньше не подумал о том, что и любительскому аппарату тоже может понадобиться защита. Ведь любители разные бывают. Есть такие, которые ходят в походы, живут в суровых климатических условиях или просто не очень внимательно относятся к технике. У них простая зеркалка долго не проживет, а профессиональная модель им не по карману. Pentax создала камеру как раз для такого типа фотографов.

336473

K-30 получила более 80 резиновых уплотнителей корпуса, которые защитят ее от многих катаклизмов. В Интернете можно найти ролики о том, как фотоаппарат оставляют на морозе, на всю ночь зарыв в снег, поливают водой из ведра, облепливают грязью. Но во всех случаях камера продолжает работать как ни в чем не бывало. Такой уровень защиты не могут предложить даже полупрофессиональные модели Canon и Nikon (60D и D7000), это уровень уже начальных профессиональных аппаратов (типа 7D или D300s). Понятно, что съемку под водой без бокса K-30 не выдержит, но дождь, снег, песок и низкие температуры камере не страшны.

Помимо отличной защиты корпус K-30 обладает неплохим дизайном. Камера сочетает в себе как рубленые, так и скругленные углы и однозначно идентифицируется среди моделей других компаний. Прорезинены только ручка и площадка под левую руку около объектива, но весь остальной корпус покрыт гладким, приятным для рук поликарбонатом.

Кроме стандартного черного цвета Pentax K-30 выпускается в белой и синей цветовой гамме. Размеры корпуса традиционны для любительского аппарата и находятся на одном уровне с конкурентами Canon 650D и Nikon D5100. Немного больше у Pentax получился вес, но разница некритична. В руке K-30 сидит отлично, придраться не к чему.

 

Эргономика и органы управления

В эргономике K-30 тоже есть немало особенностей, которых, по идее, в аппарате такого класса быть не должно. Прежде всего обращает на себя внимание наличие двух управляющих колесиков. Это традиционный признак полупрофессиональных моделей. Когда колесиков два, то в ручном режиме можно одновременно настраивать и выдержку, и диафрагму, что быстро и удобно. С одним колесиком в этом режиме настройку приходится производить по очереди, а главное - это невозможно сделать без отрыва глаза от видоискателя. Для продвинутых фотографов это неудобно. Пригодится второе колесико и в других ситуациях.

Цветовые решения

Цветовые решения

Впрочем, количество и назначение других элементов управления вполне соответствует классу аппарата. Дополнительного служебного дисплея в камере нет. Видимо, в Pentax посчитали, что камера и так слишком навороченная получается. Также на верхней панели нет кнопки для регулировки ISO, как это было у K-5. Прямая кнопка для настройки чувствительности осталась, но переехала на заднюю панель, где ее найти на ощупь сложнее. Зато на верхней панели K-30 появилась (по сравнению с K-5) «зеленая» кнопка, которая переводит аппарат в автоматический режим. Все-таки K-30 - камера для любителей. Такая кнопка в таком месте логична.

Еще на верхней панели расположились клавиша экспокоррекции, диск выбора режимов и собственно кнопка спуска, с которой в одном блоке выполнен рычажок для включения и выключения камеры. Кстати, у K-5 на нем три положения. Помимо «вкл.» и «выкл.» еще есть репетир диафрагмы. Более странного места для этой функции придумать сложно. Инженеры Pentax это осознали и в K-30 «баг» исправили.

Хват у камеры удобный

Хват у камеры удобный

Большую часть задней панели занимает трехдюймовый дисплей. Над ним, в левом верхнем углу, расположилась одинокая кнопка включения режима Live View, также отвечающая за удаление снимков. За что ее «сослали» так далеко?

В правой части панели сверху расположено второе управляющее колесико, а под ним - кнопка блокировки автофокуса. Еще чуть ниже - клавиша для просмотра снимков. В общем, нормальное решение. Удобно то, что всеми тремя органами управления можно пользоваться большим пальцем правой руки. Кстати, для него справа от колесика есть отличная «парковочная» площадка, которая серьезно улучшает хват.

Псевдонавипад стал классикой. Трудно посчитать, в какой уже по счету модели Pentax использует этот орган управления в неизменном виде. По традиции, боковые кнопки не соединены в круг, а на каждой из них есть по дополнительной функции. ISO, вспышка, автоспуск, баланс белого - самые важные съемочные параметры именно тут. Центральная кнопка - это клавиша ОК. Под псевдонавипадом расположены еще две клавиши, назначение и функции которых тоже следует признать традиционными: Info, которая заведует выводом на экран панели быстрой настройки, и Menu, о назначении которой можно догадаться без комментариев.

K30_blue

Сразу три органа управления расположились на передней панели. Кнопка активации вспышки копирует аналогичную у Nikon, но решение это удобное. То же самое (и про Nikon, и про удобство) можно сказать о переключателе типа фокусировки (покадровая, следящая или ручная) в нижней части панели слева от объектива. Наличие такого переключателя тоже выход за пределы класса. В любительских камерах тип фокусировки обычно меняется или через меню, или кнопкой, но не таким удобным и оперативным переключателем. У той же Nikon такой есть только в продвинутых аппаратах.

Между кнопкой вспышки и переключателем фокуса расположилась клавиша RAW/Fx. Это фирменная черта Pentax. По умолчанию эта клавиша позволяет однократно сделать снимок в формате RAW. Для тех фотографов, которые в RAW снимают постоянно, эту кнопку можно перепрограммировать под более нужную функцию.

Боковые панели Pentax K-30 интересны прежде всего в связи с защищенностью корпуса. Ведь крышки отсеков, интерфейсы и разъемы - это традиционно слабые места. На левой панели у K-30 расположен только разъем Mini-USB. Прикрыт он таким толстенным слоем резины, что сомнений о том, что в него может проникнуть влага, не возникает.

pentax1

На правой боковине теснее. Тут расположились слот для карты памяти и разъем для пульта ДУ. Они тоже как следует защищены. Из-за уплотнения всех крышечек открывать их менее удобно, чем обычно, но это вполне оправданная жертва.

Батарейный отсек, расположившийся внизу камеры, таит в себе немалый сюрприз. Он способен вместить в себя (естественно, не одновременно) не только штатный аккумулятор, но и четыре традиционных элемента питания типа АА. Для их установки, правда, потребуется докупить адаптер (а он не такой дешевый, как хотелось бы), но если это сделать, то о проблемах с автономностью камеры можно забыть раз и навсегда. Помните, мы говорили о любителях, которые ходят в походы? Они будут в восторге. Набрал с собой пальчиковых батареек и снимай сколько хочешь. Да и докупить такие элементы питания можно где угодно. Единственный минус такого решения - небольшой объем штатного аккумулятора. На одном заряде он может сделать 500-600 снимков. Это меньше, чем у конкурентов.

tsifrovaya_zerkalnaya_fotokamera_pentax_k-30_body_blue

К эргономике K-30 придраться сложно. Отличный, защищенный и, главное, удобный корпус, может быть, только чуть более тяжелый, чем у конкурентов. Традиционная, проверенная временем система управления, плюс некоторые фишки (второе колесико управления или переключатель типа фокусировки), которые обычно свойственны моделям более высокого класса. Придирка может быть только одна: хотелось бы на корпусе получить отдельную кнопку для начала записи видео, у конкурентов она уже давно есть. Для любительской камеры корпус и система управления K-30 почти идеальны.

tsifrovaya_zerkalnaya_fotokamera_pentax_k-30_da_l_18-55mm_kit_blue

 

Технические особенности

Pentax, как известно, сама матрицы не производит, а закупает их у Sony. В прайс-листе последней появились новые 24-мегапиксельные агрегаты, но в Pentax решили не гнаться за мегапикселями и поставили старый-добрый сенсор на 16 миллионов точек. Точь-в-точь который стоит в флагманской зеркалке K-5 и беззеркалке К-01. Различные вариации этой матрицы встречаются в моделях Nikon и Sony.

Рассказывать подробно про матрицу мы не будем, ибо делали это уже не раз в обзорах других камер (например, Nikon D5100). Сенсор весьма неплохой. При достаточном для комфортной работы разрешении он позволяет получить приличный динамический диапазон и уверенную работу на высоких ISO. Значение 1600 дает отличные снимки, 3200 уже шумновато, но еще вполне рабочее. 6400 и выше, конечно, в повседневной практике слабо применимы. Отметим, что программным способом ISO можно задрать до 25 600, но фотографии на такой чувствительности получаются ну совсем уж никакие.

Кадр на ISO 800

Кадр на ISO 800

Модуль автофокуса тоже не новый: он перекочевал с K-5. Автоматическое наведение на резкость - одна из регулярных проблем Pentax: в этом плане компания уступает и Canon, и Nikon. Но это заметно, если сравнивать профессиональные аппараты - K-5 серьезно уступает и 7D, и D300s. Pentax же сделала ход конем, разместив лучшее, что у них есть, в любительской камере, поэтому K-30 в своем сегменте в плане автофокуса выглядит весьма неплохо. Технические характеристики фокусировочного модуля выглядят так: 11 точек, из них 9 крестовые. В режиме покадровой фокусировки камера справляется очень хорошо, но вот следящий фокус мажет чаще, чем хотелось бы.

Неожиданно Pentax удалось существенно улучшить контрастный автофокус, который используется в режиме Live View. Неожиданно - потому что производители зеркалок на него редко обращают внимание. А в K-30 он стал реально быстрее и точнее, хотя, конечно, до фазового ему еще расти и расти.

Электроника работает на «четверку». По традиции камера Pentax любит недоэкспонировать снимки. Это не особенность отработки какого-либо сюжета, а постоянная картина. Небольшая положительная экспокоррекция исправляет ситуацию.

Кадр на ISO 1600

Кадр на ISO 1600

Скорость серийной съемки у любительских аппаратов последнего поколения подросла, но K-30 сумел опередить конкурентов даже с учетом этого факта. 6 fps - это весьма серьезно, у продвинутых «репортажников» всего на 1-2 кадра в секунду больше. Скорострельность никогда не бывает лишней, хотя любителю 6 кадров в секунду могут ни разу не пригодиться. Увы, но класс камеры проявляется в размере буфера. В формате RAW можно сделать не более 8-9 снимков подряд, после чего аппарат начнет запись кадров на карту памяти и остановит съемку. Это не самый плохой показатель, но среди любительских зеркалок он не выделяется. Кстати, во время записи файлов камера не превращается в бесчувственный «кирпич», а позволяет производить некоторые настройки для дальнейшей съемки.

Дисплей К-30 получил в наследство от K-5. Правда, в компании немного доработали технологию его изготовления, так что бликовать на солнце он стал меньше. Экран у камеры в принципе неплохой и, что самое главное, честный. У Canon и Sony дисплеи поинтереснее, однако мы не раз отмечали, что на них фотографии выглядят лучше, чем они есть на самом деле. У Pentax такого эффекта не создается.

Если дисплей вызывает нейтральные чувства, то видоискатель просто восхитителен. Он большой, светлый и с охватом в 100%. Даже полупрофессиональные камеры не могут похвастать таким показателем. Pentax на видоискатель реально расщедрилась, работать с ним можно даже с мануальной оптикой и без проблем наводить фокус вручную. Кроме того, приятно удивляет большое количество отображаемой в видоискателе информации: от простых съемочных параметров до электронного уровня. Завалить горизонт на К-30 достаточно сложно. Отметим только, что у K-30 очень неудобный переключатель диоптрийной коррекции: к рычажку, который за нее отвечает, подлезть очень трудно, да и ход у него очень тугой.

Кадр на ISO 3200

Кадр на ISO 3200

Стабилизатор у К-30, как и у любого другого фотоаппарата Pentax, основан на сдвиге матрицы. Какого-то принципиального отличия его работы от того же К-5 мы не увидели. Удлинение выдержки в 2-3 стопа он обеспечивает, но иногда может досаждать паразитными сдвоенными линиями на фотографиях. Стабилизатор будет работать со всеми установленными объективами, даже старыми, советскими. Для работы с ними, кстати, созданы все условия: камера умеет производить замер и выводить подтверждение фокуса. Для того чтобы он грамотно работал, аппарат позволяет ввести фокусное расстояние установленного объектива.

Встроенная вспышка у Pentax К-30 есть и по меркам своих собратьев весьма неплохо работает. И мощность у нее приличная, и выскакивает на ножке она достаточно высоко. Разъем для подключения внешнего света тоже никуда не делся.

Любопытно значение минимальной выдержки у К-30. Как мы уже упоминали в начале обзора, любительские аппараты обычно ограничены значением 1/4000 с, тогда как продвинутые модели щеголяют 1/8000 с. К-30 получил компромиссный вариант - 1/6000 с. Это, конечно, длиннее, чем у топовых камер, но опять-таки лучше, чем у конкурентов по классу.

Кадр на ISO6400

Кадр на ISO6400

Еще одна функция, которая выбивается из сегмента, - наличие встроенной юстировки объективов. Подстройка автофокуса под разные объективы традиционно считается очень продвинутой функцией, но с К-30 она появилась и в любительском сегменте.

Встроенного GPS-приемника у K-30 нет, его можно докупить (правда, стоит он порядка 10 тысяч рублей), и тогда камера будет писать в EXIF снимка географические координаты. Это еще одна особенность, которая делает К-30 отличной камерой для походов и путешествий.

Кстати, покопавшись в настройках меню GPS, автор обзора нашел просто восхитительную функцию, мимо которой сложно будет пройти любителям астрофотографии. Называется она «астрогид». Как известно, съемка звезд затруднена тем, что наша планета вращается вокруг Солнца, это накладывает существенное ограничение на длительность выдержки даже при съемке со штативом. Уже при 30-40 секундах есть шанс получить на снимках паразитные смещения объектов.

Профессионалы используют для съемки специальную астрономическую монтировку, которая компенсирует вращение Земли и позволяет использовать сколь угодно длительную выдержку. Но монтировка стоит немалых денег, а кроме того, может серьезно утяжелить рюкзак в походе. Что же придумали в Pentax? По координатам GPS камера вычисляет свое местоположение и рассчитывает компенсацию движения планеты. Сама компенсация происходит за счет сдвига матрицы (на этом же принципе работает стабилизатор изображения). Конечно, матрица может сдвигаться в ограниченных пределах, поэтому при съемке звезд бесконечную выдержку обеспечить не может, но все равно удлинить ее получается до значений, с которыми уже можно профессионально фотографировать звездное небо.

30_nebo

Съемка видео - это не конек K-30. Формально камера может снимать в разрешении Full HD с частотой 30 fps и автофокусом и даже позволяет сделать некоторые настройки, но функция реализована так, будто инженеры компании всячески стремились сказать: «Какое видео - это же фотоаппарат». Во-первых, автофокус просто ужасен. Во-вторых, запись звука осуществляется только встроенным монофоническим микрофоном, подключить внешний нельзя в принципе. В-третьих, битрейт записи весьма низок, что сказывается на детализации. В общем, функция для галочки. Но Pentax никогда и не позиционировала свои зеркалки как крутые видеокамеры.

 

Работа с камерой

Диск выбора режимов К-30 по традиции содержит несколько режимов, которых на моделях других производителей не найти. Это приоритет чувствительности Sv, приоритет диафрагмы и выдержки TAv. Про их особенности и смысл мы рассказывали в обзоре К-5, повторяться не будем. Отметим только, что для любительской К-30 весьма продвинуто выглядит наличие двух пользовательских режимов, которые на диске обозначены как U1 и U2.

Противоречиво организована настройка диапазона чувствительности для режима Auto ISO. Приятно, что можно задать не только верхнюю, но и нижнюю границу, но вот выдержку, при которой будет происходить переход на другую ступень, настроить нельзя - и это минус.

Pentax K-30 обладает очень редкой, но замечательной функцией, на которую конкуренты, на наш взгляд, напрасно не обращают внимание. Последний кадр камера сохраняет в буфере, причем делает это в формате RAW, даже если фотограф снимал в JPEG. Если снимок понравился и показался перспективным, то его можно сохранить в формате RAW на карту памяти. Простая функция, но может пригодиться.

К-30 обладает довольно приличным набором встроенных помощников. Во-первых, есть так называемые цветовые стили, которые объединены в разделе «Мое изображение». Всего их 11 (яркий, натуральный, портрет, пейзаж, арт, ультра-цвет, приглушенный, эффект отбеливания, слайд, монохромный, кросс-процесс), и работают они еще на стадии создания снимка. Во-вторых, есть цифровые фильтры, которые преобразуют уже сделанный снимок. Всего их 19 штук, есть стилизация под живопись и карандашный рисунок, имитация использования специфических объективов и другие фишки. Особенно удивительно, что и стили, и фильтры можно донастроить под себя по куче критериев. Изучение всех этих настроек требует большой усидчивости.

Не обошлось в К-30 и без некоторых автоматических функций, причем они неплохо реализованы. Например, автоматическую съемку HDR можно настроить, указав нужную эксповилку, а кроме того, камера делает три снимка, а не два, как многие конкуренты. Параллельно с HDR работают функции компенсации засветок и компенсации теней. Они помогают избежать появления пересвеченных зон, а также слишком темных участков.

Pentax K-30 хорошо защищен от песка и воды

Pentax K-30 хорошо защищен от песка и воды

Не можем не отметить тонкую настройку шумодава. Это очень актуально для тех, кто снимает в JPEG. Другие камеры позволяют установить одинаковое значение для всех снимков выше определенного порога ISO, а вот в К-30 можно задать свой уровень для каждого значения чувствительности.

В камере есть легкое меню, которое содержит все основные настройки и вызывается нажатием клавиши Info. Дизайн этого меню, на наш взгляд, ужасен, зато значения выводятся очень крупно. Основное меню - для фанатов фотографии. Pentax традиционно позволяет подробно настроить камеру, вплоть до мельчайших нюансов, но найти нужную настройку в куче пунктов бывает очень сложно.

 

Выводы

Pentax К-30 не стал техническим прорывом, но маркетинговый шаблон порвал очень сильно. Оказывается, камера, которая с китовым объективом стоит дешевле 30 тысяч рублей и ориентирована на любителя, может сравниться по функциональности с более дорогими полупрофессиональными моделями. Защищенный корпус, выдержка 1/6000 с, высокая скорострельность, юстировка объективов, второе управляющее колесико, великолепный астрогид, отличный видоискатель. При этом по другим параметрам камера также смотрится очень уверенно. У нее пусть и не лучшее, но вполне конкурентоспособное качество снимков (учитывая, что многие конкуренты в классе построены на сходных матрицах, это не удивительно), адекватный для своей цены автофокус, классическая эргономика без «косяков». Разве что видео сделано для галочки, но серьезно ругать за качество видеороликов фотоаппарат - страдать перфекционизмом.

В целом Pentax удалось почти невозможное - создать аппарат без серьезных недостатков и в то же время обладающий интересными особенностями. Но тогда возникает резонный вопрос, почему же он не бъет рекорды продаж и не вытеснил еще конкурентов с рынка. Просто система Pentax априори уступает Canon и Nikon: и по распространенности, и по выбору оптики, и в плане перспектив дальнейшего апгрейда. Камеру, подобную К-30, редко покупают новички (любитель и новичок - это разные сегменты), а у тех, кто уже попробовал зеркалку Nikon или Canon, осталось много сопутствующего оборудования, менять которое нерационально даже ради такого замечательного аппарата, как K-30. Но если вы только начинаете строительство своей зеркальной системы, любите путешествовать и снимать звездное небо, то лучшего аппарата, чем Pentax К-30, вам не найти.

Полноразмерные снимки можно скачать тут.

Материал написан для сайта «Поиск-подбор».
Оригинал: часть 1 / часть 2.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Еще вам может быть интересно

0 Comments
Share Post
No Comments

Post a Comment