Обзор фотоаппарата Olympus OM-D E-M5

В 2012 году в фотомире стал заметен новый тренд. Продвинутые фотографы, не являющиеся профессиональными по формальному признаку (они не зарабатывают фотографией на жизнь, либо это не главный источник их дохода), но умеющие делать снимки очень высокого уровня (например, блогеры), стали массово отказываться от зеркальных камер и переходить на беззеркалки. Когда беззеркалки теснят традиционные фотоаппараты в сугубо любительских и дешевых сегментах - это одно, но когда на них переходит очень требовательная и знающая цену качественной фотографии публика - это совсем другое.

Объяснить этот тренд не трудно. Во-первых, у беззеркалок очевидное преимущество в компактности и удобстве. Носить с собой большой и тяжелый аппарат или маленький и компактный - тут даже обсуждать нечего. Во-вторых, вырос уровень самих беззеркалок. Сегодня они по качеству изображения и функциональности уже могут на равных конкурировать с зеркальными аппаратами. Продвинутых беззеркалок уже выпущено несколько моделей, однако самой популярной среди них является фотоаппарат Olympus OM-D E-M5, который, без сомнения, стал одним из открытий 2012 года. На его примере мы посмотрим, какими качествами должна обладать беззеркалка, чтобы на нее можно было поменять зеркальный аппарат.

Ради этой камеры в Olympus решили создать даже отдельный бренд, ведь у этого производителя уже есть линейка беззеркалок PEN - простых и довольно дешевых аппаратов на матрице с кроп-фактором 2. Чтобы выделить новый продукт на их фоне, ему дали маркировку OM-D. OM - это серия легендарных пленочных зеркалок компании, буква D - указание на то, что фотоаппарат цифровой. Olympus стилизовала OM-D E-M5 под ретро, позаимствовав у «ветеранов» внешний вид и формфактор; новый аппарат не унаследовал лишь зеркало. Возникает путаница в маркировке, но разобраться не трудно: OM-D - это название линейки, а E-M5 - индекс первенца. Предполагается, что линейка будет развиваться и дальше.

Несмотря на необходимость раскручивать новый бренд, такой шаг компании можно признать вполне логичным, ведь у OM-D E-M5 нет почти ничего общего с камерами линейки PEN, разве что размер матрицы одинаков. OM-D E-M5 - это нынешний флагман Olympus, ведь зеркальные фотоаппараты компания больше не выпускает.

 

Технические характеристики

Класс беззеркальная камера с кроп-фактором 2х.
Матрица CMOS (17,3х13 мм), 16,1 мегапикселя.
Стабилизация есть, основанная на сдвиге сенсора.
Автофокусировка контрастная.
Область фокусировки 35 зон, автоматический и ручной выбор, автовыбор при активном определении лиц.
Объектив сменный, байонет micro4/3.
Формат фотографий RAW, JPG, MPO (3D) (максимальное разрешение 4608x3456).
Формат видео MOV (MPEG-4AVC/H.264), AVI (Motion JPEG), 1920х1080@30p, 1920х1080@60i.
Диапазон чувствительности ISO 200-25 600.
Диапазон выдержек 60-1/4000 c.
Скорость серийной съемки 9 кадров в секунду.
Объем буфера 20 снимков RAW или 70 снимков JPEG.
Вспышка «горячий башмак» (идет в комплекте, ведущее число 10).
Выдержка синхронизации 1/250 с.
Видоискатель электронный OLED, 1 440 000 точек, охват - 100%.
Экран OLED, диагональ 3 дюйма, сенсорный, поворотный, разрешение 610 000 пикселей.
Память SD / SDHC / SDXC.
Интерфейсы Micro-HDMI, USB, AV-out. Аккумулятор BLN-1, 1220 мА·ч.
Размеры 121x89,6x41,9 мм.
Вес 425 граммов (с аккумулятором и картой памяти).

 

Корпус, внешний вид

highres-PENOMDfrontlenssXL_1327671947

Olympus выпустила OM-D E-M5 с ретродизайном в начале 2012 года, когда внешний вид под старину еще не стал мейнстримом среди производителей фототехники, поэтому, несмотря на большое количество аналогичных решений, камера выглядит свежо и интересно. Рубленые грани, прямые линии, никаких плавных обводов, необычные по современным меркам кнопки и элементы управления. Возможно, секрет еще в том, что в Olympus стремились повторить не ретродизайн в целом, а внешний вид конкретного аппарата OM-4. На фотографии ниже вы можете наглядно убедиться, что это у них получилось хорошо. Это Olympus OM-4.

Единственное отличие от предшественников - размеры. Беззеркалка OM-D E-M5, конечно, меньше, чем OM-4, иначе в камере не было бы смысла. А вот разница в весе не такая уж и заметная. Корпус из магниевого сплава, видоискатель и поворачивающийся дисплей сделали OM-D E-M5 весьма тяжелым по меркам класса. С учетом аккумулятора и карты памяти - 425 граммов. Впрочем, это все равно легче, чем зеркалки. Ведь сходный по функциональности зеркальный аппарат будет весить не менее 600-650 граммов, да еще и объективы к нему тяжелее. Так что выигрыш в размерах и весе у OM-D E-M5 есть, хотя нельзя не признать, что на беззеркальном фронте встречаются модели и полегче.

Кстати, OM-D E-M5 выпускается в двух цветовых схемах. В одном варианте камера полностью черная, в другом - верхняя часть и пространство вокруг байонета выполнены под неокрашенный серебристый металл. Оба варианта хороши, мы не смогли даже выбрать, какой нам больше нравится.

Про корпус мы уже упомянули. Он выполнен из металла (сверху обрезинен) и хорошо защищен от пыли и влаги (что даже в бюджетных зеркалках не встречается). Есть несколько пластиковых накладок. К качеству изготовления корпуса особых претензий нет, однако есть определенные проблемы с хватом. То ли это эргономический просчет, то ли необходимая жертва в угоду дизайну, но про OM-D E-M5 не скажешь, что он идеально сидит в руке. Несмотря на попытку сделать некую ручку, места в правой части корпуса не хватает. Аппарат удерживается буквально тремя пальцами, что, учитывая вес, явно недостаточно для надежной фиксации. Приходится подстраховывать левой рукой, что далеко не всегда удобно.

top-original

Однако для тех, у кого есть жалобы на хват камеры, компания Olympus сделала отличный ход - выпустила батарейную ручку. Она весьма оригинальной формы, покупается отдельно и заметно увеличивает как габариты, так и вес, но снимает все вопросы о плохом хвате. Olympus первым выпустила батарейную ручку для беззеркальной камеры.

 

Эргономика и органы управления

Чтобы фотограф, долгое время снимавший зеркальной камерой, перешел на беззеркалку, она должна обладать продвинутой и понятной системой управления. Olympus OM-D E-M5 этим критериям отвечает. Органов управления у него более чем достаточно. Правда, из-за размера корпуса они и сами маленькие, и живут как в коммунальной квартире - друг у друга на головах. Это несколько смазывает впечатления.

Взять хотя бы верхнюю панель. Слева от видоискателя в одиночестве располагается диск выбора режимов, ему ничего не мешает. А вот справа аж два управляющих колеса (они подчеркивают претензию камеры на высокий статус), кнопка спуска и две другие клавиши - функциональная (ее можно настроить по своему усмотрению) и для начала записи видеоролика. Ради экономии места диски сделаны двухэтажными и отчасти перекрывают друг друга, а кнопка спуска размещена прямо в одном из дисков. Кнопки весьма интересные и обращают на себя внимание. Они цилиндрической формы и с очень большим ходом. Это явно уступка дизайну, хотя эргономика тоже не в ущербе: клавиши необычные и требующие привыкания, но в целом весьма удобные.

На задней панели тоже все плотненько. В самом верху расположились две совсем крохотные кнопки - одна отвечает за перевод камеры в режим просмотра снимков, а вторая настраивается по усмотрению владельца. Кнопки настолько маленькие, что нажимать на них неудобно, тем более что делать это приходится большим пальцем. Под него на задней панели, кстати, есть парковочная площадка, но тоже не самая удобная.

side-original

Важное место на задней панели занимает псевдонавипад. Он выполнен в классическом стиле, боковые кнопки не объединены в круг. Интересно, что клавиши немного утоплены в корпус и на них очень хорошо ложится большой палец. Эту мелочь замечаешь не сразу, однако она реально удобная. Немного разочаровало, что боковые кнопки не несут в себе дополнительных функций. Раньше казалось, что только в Nikon не замечают очевидную пользу от совмещения с боковыми стрелками кнопок настройки. Теперь у этой компании нашлись последователи и в Olympus. Впрочем, у разработчиков OM-D E-M5 есть две отговорки. Во-первых, две функциональные клавиши, а во-вторых, сенсорный дисплей, который тоже можно (и нужно!) задействовать для настройки (об этом чуть ниже).

Над псевдонавипадом расположены две кнопки в современном формфакторе (овальные с небольшим ходом). Они отвечают за активацию внутрикамерного меню и настройку дисплея. Под псевдонавипадом располагаются кнопка удаления снимков при просмотре и вертикальный рычажок включения/выключения. Давненько не приходилось видеть на современных аппаратах такой реализации этого органа управления. Обычно это либо круговой рычажок вокруг спуска, либо кнопка. Но обязательно на верхней панели, под указательный палец. У OM-D E-M5, очевидно, места сверху просто-напросто не хватило, поэтому элемент перенесли вниз. Включать и выключать камеру предлагается большим пальцем правой руки, но это не слишком хорошее решение. Дело даже не в удобстве, а в скорости. За те мгновения, пока приходится перекладывать аппарат и тянуться к рычажку, кадр может «уйти».

По размещению других элементов на корпусе OM-D E-M5 больше похож на зеркальные камеры, чем на беззеркалки. Например, отсек для карты памяти не совмещен с аккумуляторным, а имеет собственную крышку на правом боку камеры. Интерфейсы находятся слева, под отдельной массивной резинкой.

Говоря о системе управления, нельзя не рассказать про сенсорный экран. При достаточном количестве механических элементов его необходимость не так очевидна, но удобство работы с камерой он, несомненно, повышает. При этом реализация сенсорного управления в OM-D E-M5 отличается от других камер. Обычно, если пользователь хочет что-то настроить с помощью сенсора, ему приходится на экране и выбирать нужный параметр, и менять значение. В OM-D E-M5 используется комбинированная схема. На дисплей выводятся все возможные настройки. Пользователь нажимает левой рукой на пиктограмму той, которую хочет изменить, а правой вращает колесико, меняя значение. Для любителей и новичков это сложновато, но для подготовленной публики, которая привыкла именно к такой схеме на зеркалках, очень даже кстати. Плюс такого метода в том, что он, при должной сноровке, весьма оперативен.

Olympus OM-D E-M5 getting wet.

Для продвинутой аудитории есть и еще одна функция. Она называется «Управление светами и тенями» и предлагает фактически подредактировать кривые будущего снимка. Тот, кто хотя бы немного работал в «Фотошопе», понял о чем речь. Два управляющих колесика позволяют настраивать форму кривой отдельно в нижней части (тени) и в верхней части (света). Работает это, естественно, только в JPEG.

Не могли разработчики не воспользоваться и другим преимуществом сенсорного экрана: возможностью «живого» выбора точки фокусировки. Нажал на экран в том месте, по которому хотелось бы навестись на резкость, и камера именно туда и сфокусировалась. Удобно.

Итак, эргономика OM-D E-M5 оказалась неплохой, но далеко не безгрешной. В камере есть несколько «взрослых» решений, явно рассчитанных на опытного фотографа (два колесика управления, две настраиваемые кнопки, сенсорный экран с «правильным» принципом работы). Их можно только приветствовать. Но недостатков тоже хватает. Не слишком хороший хват (батблок, который «лечит» эту проблему, все-таки является дополнительным оборудованием), мелкие кнопки, неудобный рычажок включения. В принципе смириться с этими огрехами можно, но на общее восприятие камеры они все-таки влияют.

 

Технические особенности

Когда только пошли разговоры о создании продвинутой беззеркалки, мало кто верил, что компании Olympus удастся выступить на этом поле. Потому как от подобного аппарата ждут очень высокого качества снимков, а тут у большинства конкурентов преимущество - они используют матрицы с кроп-фактором 1,5-1,6х, тогда как у Olympus он составляет 2х. Собственно, камеры серии PEN наглядно это демонстрирует, уступая конкурентам в работе на высоких ISO. Однако в OM-D E-M5 компания использовала новый 16-мегапиксельный сенсор и сотворила почти чудо. При работе с этой матрицей крайне редко вспоминаешь, что она меньше, чем у кропнутых зеркалок.

Главная проблема всегда была в высоких ISO, и именно тут сосредоточено главное достижение. Трудно сказать, что именно доработали в Olympus, но впервые в аппаратах этой марки значение ISO 3200 можно назвать рабочим. Собственно, шумов не очень много и на ISO 6400, но там уже слишком сильно падает детализация.

OMDDDDDD-01315_Snapseed

Вообще, максимально возможные ISO для «дважды кропнутой» камеры поражают, поставить можно даже ISO 25 600. Снимки, конечно, очень низкого качества, но вдруг возникнет ситуация, когда необходимость сделать фотографию будет выше ее технического качества. Отметим также и отсутствие чувствительности в 100 единиц. С учетом минимальной выдержки 1/4000 с это создает проблемы при съемке со светосильной оптикой в яркий солнечный день.

Вообще, качество снимков у аппарата весьма высокое. Хорошая резкость, детализация, адекватный динамический диапазон, фирменные цвета. Цвета Olympus - это вообще предмет о споре, но многим они нравятся. Великоватой на фоне конкурентов оказывается ГРИП, но с законами физики не поспоришь. В целом матрицу можно отнести к техническому прорыву компании. Притом что таких прорывов в камере еще несколько.

Популярность OM-D E-M5 обуславливается по большей части не дизайном, не матрицей или функциональностью, а автофокусом. Долгое время именно он был преградой для использования беззеркалок маститыми фотографами. Качественно снимать камеры этого класса научились давно, но уж больно медлителен и нерасторопен был автофокус. Привыкших к быстрой работе фотографов это не могло не раздражать. Скорость фокусировки OM-D E-M5 вполне на уровне зеркалок, пусть не топовых, но все же. Таким не может похвастать ни одна беззеркалка. Точность автофокусировки не идеальна, но более чем достаточна для большинства сюжетов.

Вообще, скорость - это сильная сторона камеры. Тут не только автофокус, но и малый лаг затвора, быстрое включение, большой буфер, который даже в формате RAW вмещает 20 снимков. Причем, что приятно, как только освободилось место в буфере, можно фотографировать дальше. Важную роль играет и высокая скорость серийной съемки. 9 кадров в секунду - это уровень профессиональных репортажных зеркалок.

olympus-omd-em1-review-9

Но и на этом технические прорывы камеры не заканчиваются. В OM-D E-M5 Olympus представила стабилизатор нового поколения. Традиционно он в аппаратах этого производителя встроен в камеру и работает по принципу сдвига матрицы. Это считается менее эффективным вариантом, чем оптическая стабилизация, которая реализуется посредством сдвига линз объектива. Вернее, считалось, потому что Olympus почти удалось убрать эту разницу. Стабилизатор в OM-D E-M5 работает сразу по пяти осям. Предыдущие модели могли гасить колебания только по двум направлениям: вверх-вниз, влево-вправо, так что разница налицо. Новый «стаб» Olympus реагирует на вращение вокруг оптической оси, а также наклон относительно горизонтальной и вертикальной плоскости. Отсюда и прекрасный результат: на фокусных 30-70 мм в 35-миллиметровом эквиваленте выдержки типа 1/5 с остаются вполне рабочими. Исчезает и проблема «шевеленки» при съемке телеобъективом. Остается только не забывать, что стабилизатор компенсирует только дрожание рук фотографа, но не движение в кадре - для использования его сильных сторон сюжет кадра должен быть статичным.

У системы стабилизации есть только одна оборотная сторона - при ее работе камера немного шумит. Предположим, что это звук моторчиков, которые «вращают» матрицу, правда, они не умолкают, даже если стабилизацию отключить. Отношение к этому шуму разное. Автора обзора он нисколько не напрягал, но есть и негативные отзывы о том, что шум раздражает и мешает фотографировать.

Olympus в дизайне OM-D E-M5 сохранила массивный тоннель, в котором в пленочных камерах располагалась пентапризма. Со стороны кажется, что там находится вспышка, но, увы, встроенного осветительного прибора у этого аппарата нет. Навряд ли это можно объяснить экономией или нехваткой места, скорее, просто концепция такая. Разъем для внешней вспышки есть, да и простенькая модель с ведущим числом 10 входит в комплект.

Кстати, этот же самый «горячий башмак» предназначен и для установки других аксессуаров. Например, внешнего поворотного видоискателя. Непонятно, зачем он нужен при наличии штатного ЭВИ и поворотного экрана, но в природе такая штука существует. Можно еще использовать модуль под названием PENPAL PP-1. Он позволяет отправлять фотографии на смартфон, ноутбук или даже на другой аппарат Olympus (вот только зачем?). Для передачи данных используется Bluetooth.

olympus_om-d_e-m5_display

Как и у любой беззеркалки, претендующей на серьезный статус, у OM-D E-M5 есть электронный видоискатель. По своим меркам он очень и очень неплох: большой, с далеко вынесенной окулярной точкой, высоким разрешением, 100-процентным охватом кадра, частотой обновления 120 кадров в секунду. Картинка в нем яркая, четкая, она лишь немного запаздывает при панорамировании и зуммировании. ЭВИ у OM-D E-M5 вполне может конкурировать с прекрасным видоискателем Sony NEX-7. Небольшая проблема возникает только ночью, когда в «глазке» изображение слишком темное, чтобы уверенно наводиться.

Неплох и основной дисплей. Он, как мы уже говорили, сенсорный и поворотный, вернее, откидывающийся, потому что как раз шарнира, который бы позволил вывести экран за плоскость камеры, нет. Дисплей можно наклонить вниз на 45 градусов и вверх на 90. В принципе этого хватает, чтобы снимать как на вытянутых руках, так и от живота, но поворотный шарнир дал бы больше свободы и возможность снимать из-за угла. Дисплей выполнен по технологии OLED и отличается хорошей яркостью. Правда, ему иногда не хватает разрешения, которое составляет всего 621 тысячу точек, тогда как у конкурентов их почти миллион.

Аккумулятор - вот слабое место камеры. Штатная батарейка имеет объем 1220 мА·ч, чего явно недостаточно, учитывая наличие двух прожорливых видоискателей. От силы с одного заряда можно сделать 250 снимков, что издевательски мало. Хотя, может быть, так инженеры Olympus ненавязчиво намекают о необходимости покупки батарейного блока.

Видеовозможности OM-D E-M5 не рекордные, но способны обеспечить приличный результат. Видеосъемка возможна в формате Full HD с частотой 60i либо 30p. Ее можно вести не только в автоматическом, но и любом из ручных режимов. Есть даже возможность выставить экспопару, правда, только до начала записи. Экспокоррекцию можно проводить на лету.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Большой плюс, что чудесный стабилизатор OM-D E-M5 умеет работать и в режиме записи роликов. С ним даже съемка с рук смотрится очень пристойно. Благодаря интересной особенности китового объектива можно снимать с автофокусом, причем он не будет донимать жужжанием на записи. Дело в том, что штатный MZD ED 12-50 f/3.5-6.3 имеет возможность как традиционного механического, так и электронного привода фокуса. Первый используется для съемки фото, другой отлично подходит для видеороликов. Запись звука ведется на встроенный стереомикрофон, чувствительность которого можно настроить вручную. Также в камере есть фильтр, подавляющий шум ветра.

При таких технических возможностях видео с OM-D E-M5 имеет недостаток - слишком грубую обработку сигнала. Картинке не хватает пластичности, часто проскакивают артефакты сжатия. Так что на профессиональный уровень такие ролики не тянут, только на хороший любительский.

Работа с камерой

Пожалуй, единственное, что в OM-D E-M5 осталось от серии PEN, - это оформление и структура внутрикамерного меню. Отличие только одно: если у PEN текст выводился на фоне фотоаппарата серии PEN, то OM-D E-M5 нескромно показывает сам себя. Больше отличий нет, не считая количества пунктов в меню, все-таки OM-D E-M5 будет куда как функциональнее. Немного странно, что инженеры решили сохранить дизайн старого меню, уж больно он неказист. Неудачные шрифт, цвет, организация подразделов. Копаться в поисках отдельных настроек приходится довольно долго. Смутило также, что часть настроек вызывается на экран при нажатии клавиши OК. Зачем такое дублирование?

04934056-photo-olympus-om-d-e-m5

Касаемо работы с различными электронными помощниками - Olympus идет своей дорогой. Уже, казалось бы, стали незыблемыми такие функции, как автоматическая склейка панорам, HDR, функции типа «выбор лучшего снимка из серии» и так далее, но в этой камере их нет. Что даже как-то разочаровывает.

Зато компания увеличила количество так называемых арт-фильтров. Арт-фильтр, по версии Olympus, что-то вроде пресета для обработки уже сделанного снимка. Весьма приличное их количество было уже в моделях серии PEN; OM-D E-M5 получил второй вариант, выражаясь книжными терминами, переработанный и дополненный. Арт-фильтры Olympus нравятся многим фотографам, и автор этих строк тоже входит в их число. Они качественно отличаются от различных «сюжетов программ» или «стилей обработки», которые можно встретить у других производителей. Фильтры есть разной направленности, некоторые делают эффект виньетирования, другие переводят в ч/б или сепию. Интересно, что различные фильтры можно комбинировать. Всего получается до 78 различных вариантов, что дает возможность говорить о некоем творческом подходе, который можно применять в их использовании. Также фильтры доступны при съемке видео. Главный недостаток при работе с арт-фильтрами в том, что они несколько «подтормаживают» камеру. И картинка на дисплее становится дерганой, и время обработки файлов увеличивается.

highres-olympusomdem5-17_1327575916

Отметим еще одну любопытную функцию OM-D E-M5, встречать которую до этой модели нигде не доводилось. По-английски она называется LiveBulb (не путать с LiveView). Придумать русский перевод довольно проблематично, лучше использовать кальку с английского языка. Суть функции вот в чем. При съемке с длинной выдержкой фотоаппараты не показывают в видоискателе, что в момент экспонирования формируется на матрице. С зеркалками понятно, там это невозможно чисто технологически, а вот в беззеркалках такая возможность была технически не исключена, но производители почему-то ею не пользовались. Первыми до такого шага додумались в Olympus.

Как это работает. В режиме длинной выдержки экран не тухнет, а периодически транслирует то, что записывается на матрицу. Это не видео, а отдельные кадры с интервалом, который настраивается через меню. Зачем это нужно фотографу? По таким кадрам он может понять, в какой момент нужно прекратить экспонирование, что особенно актуально в режиме Bulb с ручным управлением затвора. Совершенно точно такая функция будет полезна тем, кто снимает молнии и фейерверки, но при творческом подходе ее наверняка можно будет адаптировать и для других видов съемки.

Выводы

То количество технических новинок, которое получил OM-D E-M5, не могло не сделать камеру интересной для продвинутых фотографов. По автофокусу и стабилизатору это, без сомнения, лучшая беззеркалка на рынке. По качеству изображения и скорострельности она вплотную подобралась к лидерам. Особых проблем с технической начинкой мы не заметили, так что главными минусами камеры стоит признать некоторые огрехи в эргономике и не совсем удобное меню. Впрочем, тут тоже не все так плохо. Система управления хоть и не идеальна, но ориентирована на продвинутого пользователя. Для потенциального покупателя OM-D E-M5 это лучше, чем хорошая, но полностью любительская система управления.

С учетом всего этого стоит ли удивляться, что камера была хорошо встречена публикой и на нее начали переходить многие «зеркальщики». OM-D E-M5 может обеспечить приличное качество фото и высокую скорость работы. В принципе, в некоторых видах съемки OM-D E-M5 можно использовать и как профессиональный аппарат, чего раньше про беззеркалки сказать было трудно.

Понятно, что за все приходится расплачиваться, поэтому цена аппарата (45 тысяч рублей с китовым объективом) никого не должна удивлять. Он этих денег стоит.

Скачать полноразмерные сэмплы

Материал написан для проекта Поиск-подбор. Оригинал: часть 1/часть 2.

Другие мои обзоры фототехники

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Еще вам может быть интересно

0 Comments
Share Post
No Comments

Post a Comment