Соловецкий монастырь
Монастырь – это для Соловков «наше все». И религиозный, и культурный, и экономический, и в некотором роде даже политический центр. Так-то Соловецкое сельское поселение деревня деревней, однако посещают его очень крутые гости, включая патриарха с президентом и других высших чинов. Собственно вся жизнь на Соловках крутится вокруг монастыря. А что он представляет из себя, узнать можно под катом.
Сначала немного истории. Точной даты основания монастыря нет. Речь идет примерно о 1450-1460-х годах. В те времена Соловецкие острова были достаточно заброшенными. Постоянно на них никто не жил, лишь летом приплывали поморы – на промысел. Они настроили примитивных избенок, в которых коротали ночи между походами в море. Где-то в конце 20-х годов XV века на остров приплыли Савватий и Герман – монахи, искавшие уединения. На Соловках они его нашли. Савватий прожил на Соловках всего 6 лет, но Герман нашел себе нового «компаньона» по затворнической жизни – инока Зосиму. Вскоре соловецкие отшельники стали известны, и на острова потянулись монахи. Зосима стал настоятелем монастыря.
Первый храм был переделанной рыбачьей избой, но вскоре монахи построили и храм нормальный, и кельи, и технические постройки, в общем, все то, что составляет сегодняшний монастырь. Оговорюсь сразу, что все постоянно перестраивалось, несколько раз восстанавливалось после пожара, дерево сменялось камнем, а камень – кирпичом. В общем, оригинальных построек не сохранилось, но кое-какие здания датированы XVII веком, что тоже неплохо. Кроме того, Соловецкий монастырь это место постоянной вялотекущей реконструкции. Она там не прекращается никогда. И наверно никогда не прекратится…
В общем, хватит текста. Пора смотреть фото.
Это главный вход. Крыльцо, конечно, построили уже в наши годы, в военной крепости оно было бы лишним. Видите над входом храм? Он использовался для обороны. В дни осады монахи в нем истово молились о защите. Вкупе с мощными стенами это помогало.
Краска современная, а незакрашенные участки реставраторы оставили специально, чтобы показать, как входная группа выглядела изначально.
Общий вид на храмы монастыря. Справа – Спасо-Преображенский собор, главный из них.
Двор монастыря обширен и на нем много разных построек.
Вот, например, кельи. Эти были построены в XVII веке, сейчас уже не используются. Здание, что по центру – отреставрировано, слева – в процессе, справа – только в планах.
Больше всего меня удивили окна – ну очень маленькие. Свет монахам особо не нужен, да и стекла тогда еще не было – слюда и бычий пузырь.
Внутри, собственно, тоже света мало.
А вот как келья выглядит изнутри. Печка в углу, лавки по периметру и… все, никакой мебели больше не было. На лавках сидели и спали. Аскетичность поражает. Общий туалет был в коридоре. В такой келье жило 3 монаха. Меня больше всего поразило, что в соседских кельях одновременно могли проживать монахи и заключенные монастырской тюрьмы. Быт у них был абсолютно одинаковым, но одни сами стремились к такой жизни, а для других она была страшным наказанием.
Двор монастыря с другого ракурса.
Этот колокол стоит по центру двора. Его подарил монастырю Александр II. По неизвестной причине большевики его не переплавили, как все остальные, а сохранили. Впрочем, свою работу он выполнял и в советские годы. Судя по многочисленным пулевым отверстиям, около колокола расстреливали заключенных.
А вот так сказать рабочие колокола. Пока на колокольне реконструкция (видели леса на общей фотографии храмов?), они висят внизу. В таком положении звонить бессмысленно, акустики нет. Поэтому пока просто висят.
Видите самый большой колокол? В нем 16 тонн. Для воронежцев есть повод для гордости – отлили его на нашем колокольном заводе.
Это бывшая трапезная. В прочем, сама трапезная находится на втором этаже, а на первом…
…а на первом печка. Вот как раз внутри нее я и сфотографировал. Огромная топка вызывает сначала недоумение, но, оказывается, все было рассчитано. Печку топили сутки, раз в 8-9 часов закладывая новые дрова. Окружающий камень так раскалялся, что потом в трапезной было тепло целую неделю. Там еще секрет в очень хитрой системе распределения теплого воздуха. Вроде монахи, а какие сложные инженерные сооружения создавали.
А вот и трапезная. Паломников в монастыре всегда было много, строили из расчета, чтобы всем места хватило. По стилистике лично мне она напомнила боярские палаты из фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Рядом с трапезной – место для службы. Сейчас оно уже используется для экскурсий, а тогда, наверняка, было удобно молиться перед едой.
Продолжение завтра...
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!