Под Воронежем разрушаются два исторических храма (фото)
[no_dropcaps type="normal" color="" font_family="" font_size="" line_height="" width="" font_weight="" font_style="" text_align="" border_color="" background_color="" margin=""]В[/no_dropcaps] деревнях Волна-Шепелиновка и Горенские выселки в 50 километрах от Воронежа находятся две церкви. Они совершенно непохожи друг на друга – разный материал изготовления (одна каменная, другая деревянная), архитектурный стиль, планировка, но объединяют их две вещи – обе они построены в XIX веке и представляют интерес для истории, но сегодня находятся в ужасном состоянии.
Оба храма имеют статус памятника архитектуры регионального значения, но он больше для галочки. Церкви постепенно разрушаются под воздействием времени и особых надежд на реконструкцию не имеют.
Церковь не по чину
Церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Волна-Шепелиновка появилась в 1845 году. Построена она была на месте деревянной церкви, появившейся в селе на 70 лет раньше. Волна-Шепелиновка (тогда она называлась Казанская Хава) в те времена была большим поселком, там располагалась усадьба помещика Дмитрия Шуринова. Он-то и выступил спонсором строительства. Церковь получилась большая, выстроенная по всем канонам церковной архитектуры.
Сегодня от храма осталась только центральная часть, боковые пристройки давно разрушены и заложены стенами. Впрочем и в таком виде церковь смотрится довольно величаво, особенно на фоне местного пейзажа. Внутри – остатки былой роскоши, фрески и роспись. Они помутнели от времени и часть из них осыпались вместе со штукарутркой, но кое-что еще можно разобрать. Зато появилось много новых надписей типа «ЦСКА – чемпион» и им подобных.
Впрочем, есть и следы религиозной деятельности. Трудно сказать, пользуется ли кто-нибудь церковью для молитв, но по стенам и в нишах расставлены дешевые иконы, есть даже некое подобие тумбы, за которомы священники обычно читают проповеди и молитвы. Проблема Церковь Казанской иконы Божией Матери не только в состоянии и возрасте. После заделывания обрушившихся частей здание довольно крепкое – обрушение крыши или стен ему в ближайшее время не грозит.
Однако само село Волна-Шепелиновка почти вымерло. Сегодня оно представляет собой скорее дачный поселок, в котором постоянно живет не более двух десятков человек, а огороды вплотную подходят к церковным стенам. Большой и полноценный храм тут не нужен ни местному населению, ни епархии, ни властям. Шансов на то, что его когда-нибудь восстановят практически нет.
Кстати, сам храм стоит на улице с гордым названием Большая Дворянская. Звучит забавно, учитывая ее состояние.
Кижи под Воронежем
Центральная полоса России не может похвастать большим количество сохранившихся до наших дней деревянных церквей, однако Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Горенские выселки из их числа. Построена она была в 1868 году братьями Небольсиными, которые владели этой землей. Церковь получилась простая, без архитектурных изысков, зато была полностью выполнена из дерева, что по тем временам считалось очень круто.
В советские времена церковь, как тогда часто водилось, разграбили – вынесли все ценное, кое-что разобрали на дрова. Само здание использовалось для хозяйственных целей местным колхозом. В 90-е годы прошлого века местные жители попробовали своими силами заняться реконструкцией, но на многое их порыва, прежде всего финансового, не хватило. В итоге реконструкция закончилась почти не начавшись, а в 2001 году у части здания обвалилась крыша. Сегодня оно закрыто для случайных посетителей – от греха подальше.
Сегодня о восстановлении храма в Горенских выселках говорят много и активно. Прежде всего потому, что есть для кого. В селе проживает около полутысячи человек – какой-никакой приход, но дальше разговоров и возведении лесов с одной части храма дело не пошло. Зато строят рядом новую, совсем небольшую церквушку, чтобы людям было где помолиться. Ее степень готовности уже довольно высокая. Ее-то наверняка достроят, а вот перспективы у исторического храма несмотря на все разговоры очень смутные.
И опять не могу без ремарки. Рядом с церковью располагается сельский клуб. Отличное соседство ничего не скажешь - согрешил и сразу можно каяться.
А при чем тут «согрешил — и можно каяться»? Что, в клубах только грешат? Что за бредовое сравнение? Это «очаг культуры», промежду прочим. Пусть и в плачевном состоянии.
Во-первых, это, конечно, была шутка. А во-вторых, каноническая церковь вряд ли бы одобрила большую часть увеселительных мероприятий, который проходят в типичном «очаге культуры».